«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее»

В. Сухомлинский

 

Бессмертный принцип Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – знаменитый советский педагог-гуманист. Писатель, кандидат педагогических наук и новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу школ и университетов.

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему и трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. В 50-е гг. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями.

В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др. Он был убежден, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников.

Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Для развития у ребенка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации. Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

Сухомлинскому были присущи убежденность в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретических концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Все это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям – актуальность. Сам Сухомлинский представлял идеал народного учителя, «отдавшего сердце детям».  (По материалам из открытых источников СМИ)