Писатели-юбиляры


1.02 – 135 лет

со дня рождения

русского писателя, драматурга

Евгения Ивановича ЗАМЯТИНА

  

(1884 – 1937)

«Мы», «На куличках», «Островитяне», «Уездное»

Евгений Иванович Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии, в семье священника. В 1896-1902 гг. учился в гимназии в Воронеже, с 1902 г. – студент Политехнического института в Петербурге. По поручению большевистской фракции социал-демократической партии вел агитацию на верфях и кораблях, где проходил практику. За политическую деятельность был арестован.

В 1908 г. получил диплом инженера-судостроителя и был оставлен на кафедре института. В этом же году состоялся литературный дебют писателя рассказом «Один». Пишет главным образом о провинциальной, уездной России: «Уездное», «Непутевый», «Апрель», «Старшина» и др.  В 1913 г. за антивоенную направленность повести «На куличках» был привлечен к суду.

В 1916 г. был командирован в Англию, где наблюдал за постройкой ледоколов для русского флота, за время пребывания в Англии написал ряд повестей и рассказов, главное из которых «Островитяне».

Самое известное произведение Замятина – роман-антиутопия «Мы», написанный в 1920 году, изображающий систему, которая делает счастливыми и равными всех подданных. Это пророческое описание тоталитарной системы в 20-е годы было переведено на несколько языков, а в Советском Союзе книга была подвергнута острой критике, и издана только в 1988 году.

В начале 1932 года Замятин выехал во Францию и поселился в Париже, в эмиграции он не написал ничего значительного.

11.02 – 125 лет

со дня рождения

русского писателя

Виталия Валентиновича БИАНКИ

  

(1894 – 1959)

«Где раки зимуют», «Лесная газета», «Лесные домишки»

Виталий Бианки родился в Петербурге, в семье ученого-орнитолога. С детства он чувствовал себя «своим» в Зоологическом музее Академии наук, где его отец служил хранителем  коллекций. Мир природы окружал его и дома, где постоянно содержались птицы и зверьки, был аквариум и даже террариум со змеями и черепахами. С лесом мальчика познакомил отец, который, по словам Бианки, научил его «по тысяче примет» узнавать и находить зверей и птиц.

Бианки поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Учеба вскоре прервалась – сначала мобилизацией в годы первой мировой войны, потом событиями революции и гражданской войны.

Писать Бианки начал в 1923 г., многие лучшие его произведения написаны именно в пору дебюта: рассказы  «Лесные домишки», «Первая охота», повесть «Мышонок Пик», «Где раки зимуют».

Самая значительная его книга «Лесная газета» выходит в 1927 году, она дописывалась и переписывалась вплоть до 1949 года. В оригинальной форме представляет писатель объемные картины жизни природы в разные времена года. Газетные жанры (корреспонденция, хроника, фельетон, очерк) придают материалу живость и занимательность, дают возможность максимально насытить  произведение познавательными сведениями. Важно и то, что избранная форма способствовала активизации читателей (среди «Писем лескоров» много подлинных заметок).

Виталий Бианки выступил как новатор, нашедший немало новых литературных приемов художественного изображения мира природы. Неоценимо познавательное значение произведений Бианки. Мир природы впервые открыли для себя именно по его повестям, рассказам и сказкам уже многие поколения детей.

13.02 – 250 лет

со дня рождения

русского писателя, баснописца

Ивана Андреевича КРЫЛОВА

 

(1769 – 1844)

«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»

Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в офицерской семье. Образование Крылов получил в детстве недостаточное, но он обладал исключительными способностями и настойчиво занимался самообразованием на протяжении всей жизни, впоследствии это привело к тому, что он стал одним из самых просвещенных людей того времени.

В 1783 году он сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница», затем две трагедии – «Клеопатра» и «Филомела», но они подверглись жестокой цензуре. После этих неудач Крылов решил вернуться к комедии и комической опере. В течение одного года он сочинил две комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель» (1786). Его заметили, и литературные дела стали поправляться.

Он работал в разных изданиях, публиковал свои произведения, вместе со своими друзьями издает журнал «Зритель» (1792). Здесь он публикует много произведений, и постепенно начала проявляться та самая ироническая манера автора-рассказчика, которая затем стала характерной для его басен.

В 1806 г. были напечатаны первые басни Крылова: «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С этого момента он прекращает сочинять комедии и полностью переключается на малый сатирический жанр.

Первая книга басен вышла в свет в 1809 г. и имела бурный успех. С тех пор он выпустил восемь книг, содержащих более двухсот басен. Эти книги сделали имя Ивана Андреевича Крылова известным.

Благодаря басенному творчеству, в 1811 г. он был избран членом Российской академии, а через год получил должность помощника библиотекаря в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга и прослужил там около тридцати лет.

 Жизнь его протекала спокойно и размеренно, в атмосфере достатка и всеобщего признания. Баснописец был в дружеских отношениях с лучшими литераторами своего времени, в том числе с А.С. Пушкиным.

23.02 – 120 лет

со дня рождения

немецкого писателя,

лауреата Международной премии имени Х.К. Андерсена

Эмиля Эриха КЁСТНЕРА

  

(1899 – 1974)

«Когда я был маленьким», «Мальчик из спичечной коробки», «Эмиль и сыщики»

Э. Кёстнер родился в Дрездене. Родители будущего писателя дали сыну хорошее образование.  Учась в университете, написал диссертацию: «Возражения на статью Фридриха Великого «О немецкой литературе».  Постепенно  к нему пришло убеждение, что его призвание – литература.

Первые стихи были опубликованы еще в 1920 г. в сборнике студенческих работ и остались незамеченными. Следующий литературный опыт, стихотворный сборник «Сердце на Талии» принес поэту известность. Почти одновременно он пишет прозу и тоже весьма успешно.

В 1928 г. писатель начинает писать для детей и навсегда остается в детской литературе. Его первой и лучшей книгой стала повесть «Эмиль и сыщики». Следующие книги Кёстнера, выходившие одна за другой, только подтвердили талант автора и любовь к нему маленького читателя. 

С установлением фашистского режима в Германии книги Кёстнера были запрещены нацистами, а весной 1933 г. они были сожжены на костре вместе с произведениями других прогрессивных писателей. После освобождения от фашизма писатель активизировался как публицист, вернулся к жанру сатиры. Вскоре снова появились книги для детей «Двойняшки Лоттхен», сатирическая сказка «Конференция зверей», повесть «Мальчик из спичечной коробки».

По-прежнему темы для художественных произведений Кёстнер черпал из повседневной жизни ребенка в семье и школе. Ощущая жестокость современного мира взрослых, Кёстнер считал, что доброта современному ребенку необходима как воздух. Ею писатель и старался наполнить свою прозу. Еще одной характерной чертой произведений Кёстнера является юмор.

В 1957 г. появляется его автобиографическая повесть «Когда я был маленьким», а в 1960 г. Кёстнер был удостоен за нее золотой медали Х.К. Андерсена. «Самое драгоценное – это детство, все равно, радостное оно или печальное. Не забывайте незабываемое! Этот совет, кажется мне, никогда не будет преждевременным», - настаивает писатель.

Использованная литература:

  1. Зарубежные детские писатели в России [Текст]: Биобиблиографический словарь / под ред. И.Г. Минераловой. – М.: Флинта, 2005. – 520 с.
  2. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н.  Детские писатели [Текст]: Справочник для учителей и родителей / Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. – М.: БАЛЛАС, с-Инфо, 1995. – 160 с.
  3. Лукьянченко, О.А. Русские писатели [Текст]: Биографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 521 с.: ил.
  4. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги [Текст]: Биобиблиографический словарь в 3 т.  / под.ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.2.  – 720 с.: ил.
  5. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.
  6. 100  великих имен в литературе [Текст] / под.ред В.П. Ситникова. – М.: Слово, 1998. – 544 с.: ил.
  7. 100  русских писателей  [Текст]. – Санкт-Петербург: Золотой век, 2003. – 256 с.

Интернет-ресурс:


1.01.– 100 лет

со дня рождения

русского писателя

Даниила Александровича ГРАНИНА

  

(1919 – 2017)

«Блокадная книга» (совместно с А. Адамовичем), «Затмение»,

«Иду на грозу», «Мой лейтенант», «Память»

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман) родился в с. Волынь, Курской области (по другим данным в Вольске, Саратовская область)  в семье лесника. С детства жил в Ленинграде, где учился в средней школе, получил высшее образование на электротехническом факультете Политехнического института, работал инженером. В июле 1941 ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте. Прошел путь от солдата до командира роты тяжелых танков.

После войны работал в Ленэнерго, поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института, напечатал ряд статей в научно-технической периодике.  Первые литературные публикации появились в журналах «Звезда», «Октябрь», «Новый мир» и тд.

Первый роман «Искатели», принесший писателю известность, издан в 1955 г. В прозе  Даниила Гранина преобладают две жанровые структуры: социально-бытовая беллетристика и документально-художественное повествование. Объединяет их сквозная тема: ученые, изобретатели, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения.

На протяжении полувека Гранин последовательно исследует эту тему в разноплановых романах: «Иду на грозу», «Бегство в Россию», «Неизвестный человек», «Эта странная жизнь», «Зубр», «Выбор цели» и тд.

В творчестве Даниила Гранина особа значима антивоенная проза: «Дом на Фонтанке», «Наш комбат», «Еще заметен след», «Блокадная книга» (совместно с А. Адамовичем).

В течение долгого времени Гранин энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы, сотрудничал с кино. 

В 1990-е гг. стал одним из инициаторов создания российского отделения мирового писательского сообщества «Пен-клуб».

1.01 – 100 лет

со дня рождения

американского писателя

Джерома Дэвида СЭЛИНДЖЕРА

  

(1919 – 2010)

«Выше стропила, плотники», «Над пропастью во ржи», «Тедди»

Джером Сэлинджер родился в Нью-Йорке, в семье коммерсанта. В 1936 г. окончил военную школу, где принимал участие в подготовке ежегодного альманаха, куда были помещены сочиненные им три поэтические строфы. Позднее они были положены на музыку и стали школьным гимном.

Первый рассказ «Подростки» был опубликован в журнале «Стори» в 1940 г., в 1943 выходит в свет его поэма «Братья Вариони», в 1953 публикует сборник «Девять рассказов».

Опубликованный в 1951 г. роман «Над пропастью во ржи», восторженно встреченный самыми широкими читательскими кругами, принес Сэлинджеру необычайную популярность сначала в США, а потом и во всем мире. 

Последней работой писателя была повесть «Хэпворт 16, 1924».  Сэлинджер остается одним из самых популярных и читаемых мировых писателей.

8.01 – 195 лет

со дня рождения

английского писателя, драматурга

Уильяма Уилки КОЛЛИНЗА

  

(1824 – 1889)

«Женщина в белом», «Лунный камень», «Мой ответ – нет»»

Уильям Коллинз родился в Лондоне, он был старшим сыном известного английского художника, получил прекрасное школьное образование, но… занялся торговлей чаем. Подлинным открытием мира для него стало путешествие с отцом в Италию. Именно это путешествие к истокам европейской цивилизации оказало огромное влияние на развитие его романтического воображения, отложило в памяти незабываемые картины античной  культуры.

Разочаровавшись в коммерции, Коллинз публикует свою первую книгу – биографию отца, затем сотрудничает с журналами. Но истинный талант писателя раскрылся в романе «Базиль» (1852) – талант мастера тайны, напряженной интриги.

Лучшие произведения писателя – «Без имени», «Женщина в белом», «Армадель», «Лунный камень» - создаются в 60-е гг. в новом жанре сенсационного романа, связывающего две эпохи: эпоху ушедшего и модного в течение долгого времени готического романа, и только начинавшуюся в Англии эпоху детективного романа.

Сенсационный роман Коллинза оказался тем чтением, которое буквально заразило английскую викторианскую публику. Уильям Коллинз написал еще более пятнадцати романов, разных по своим художественным достоинствам, но никогда не утрачивал своей славы сенсационного писателя.

19.01 – 210 лет

со дня рождения

американского поэта и прозаика

Эдгара Аллана ПО

  

(1809 – 1849)

«Ворон», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров»

Эдгар Аллан По родился в Бостоне, Массачусетс, в семье бродячих актеров. Рано осиротел, вместе с приемными родителями отправляется в Англию, где его поместили в престижный пансионат. В пять лет Эдгар уже читал, рисовал, декламировал стихи. В 10 лет начал писать стихи сам, к 14 годам его поэтические опыты достигли определенной зрелости.

В 1831 г. публикует свои первые рассказы, в числе которых «Рукопись, найденная в Сарагосе», ранние новеллы были созданы в 1830-е гг. в них По широко использует гротеск.

В лучших новеллах, созданных в основном в 1840-е гг., на которых зиждется мировая слава По он демонстрирует разнообразие своей проблематики и стилевых приемов, неистощимую фантазию по части создания самых неожиданных сюжетов. Эти новеллы образуют несколько групп с точки зрения жанрово-тематической: 1) «страшные», или арабески (Падение дома Ашеров» «Черный кот» и др.; 2) сатирические, или «гротески» «Без дыхания», «Делец» и др.; 3) фантастические и приключенческие «Рукопись, найденная в бутылке», «История с воздушным шаром» и др.; 4) детективные «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и др., а также новелла «Золотой жук», которую По считал наиболее удачной из всех. 

Первый перевод произведений Эдгара По появился в России в 1847 г.

22.01 – 115 лет

со дня рождения

русского писателя

Аркадия Петровича ГАЙДАРА

  

(1904 – 1941)

«Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Чук и Гек»

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в пос. под г. Льгов Орловской губернии в семье учителя.  В 1911 г. семья переезжает в Арзамас, где Гайдар учится в реальном училище.  С началом первой мировой войны Аркадий Гайдар рвется в гущу событий и бежит на фронт. В 14 лет вступает в Красную Армию, через год, окончив Киевские пехотные курсы, командует ротой, после окончания высшей стрелковой школы в Москве в 16 лет становится командиром полка.

Аркадий Гайдар не мыслит своего будущего без Армии, готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют.  О военной карьере надо было забыть, и жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Гайдара к писательству.

С 1925 г. начинается творческий путь Аркадия Гайдара. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Первый настоящий успех приходит с рассказом «Р.В.С.».

Перу Аркадия Гайдара принадлежит большое количество рассказов: в 1920-е это «Четвертый блиндаж», «Дым в лесу», «Горячий камень», «Маруся» и др.  В 1930-е писатель создает самые известные свои произведения – «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Чук и Гек». Одной из наиболее популярных повестей по праву считается «Тимур и его команда» (1940).

С начала Великой Отечественной войны Гайдар – военный корреспондент «Комсомольской правды» на Юго-Западном фронте. В октябре 1941 г. он был убит в бою.

Многие произведения Гайдара получили «вторую жизнь», будучи экранизированы и инсценированы.

27.01 – 140 лет

со дня рождения

русского писателя-сказочника

Павла Петровича БАЖОВА

  

(1879 – 1950)

«Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

Павел Петрович Бажов родился в рабочем поселке Сысертского завода близ Екатеринбурга в семье горнозаводского мастера, потомственного уральского рабочего. Окончил Екатеринбургское духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию, работает учителем русского языка. С юных лет записывал уральский фольклор, был собирателем жемчужин родного языка, первооткрывателем драгоценных пластов рабочего фольклора.

Желая «систематизировать обрывки своих знаний» на 58-м году жизни поступил в Литературный институт им. А.М. Горького.  В 1939 году выходит сборник сказов «Малахитовая шкатулка», который вызвал шквал восторженных откликов. Критика единодушно отмечала, что еще никогда, ни в стихах, ни в прозе не доводилось так воспеть труд горнорабочего, камнереза, так глубоко раскрыть творческую сущность профессионального мастерства.

«Малахитовая шкатулка» состоит из четырех циклов: 1) волшебные сказы, объединенные образом Медной горы хозяйки; 2) старательские сказы; 3) сказы-легенды о горнозаводском Урале; 4) сказы о русских мастерах-умельцах. При жизни писателя переиздавалась 8 раз, была удостоена Государственной премии. Во время Великой Отечественной войны сказы оказались произведениями государственной важности.

Павел Петрович Бажов писал и специально для детей: «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка».  Сказы Бажова вдохновили многих художников, композиторов, режиссеров на создание новых произведений.

Самое большое количество интерпретаций в искусстве получил «Каменный цветок».  В 1946 г. режиссер А.Л. Птушко поставил кинофильм «Каменный цветок», по мотивам «Каменного цветка» создано два балета – композиторами А.Г. Фридлендером в 1944 г. и С.С. Прокофьевым в 1954 г.  В 1951 г. впервые игралась опера К.В. Молчанова «Сказ о каменном цветке».

Использованная литература:

Зарубежные детские писатели в России [Текст]: Биобиблиографический словарь / под ред. И.Г. Минераловой. – М.: Флинта, 2005. – 520 с.