Писатели-юбиляры 2024
3 марта – 125 лет со дня рождения русского писателя Юрия Карловича Олеши (1899–1960)
«Зависть», «Ни дня без строчки», «Три толстяка»
Юрий Карлович Олеша родился в семье древнего рода польских дворян. Детство и юность прошли в Одессе. Здесь он окончил гимназию и учился в университете. Вместе со своими единомышленниками создал творческую группу «Коллектив поэтов», где читали стихи и прозу, говорили на литературные темы.
В 1920-е годы Олеша переезжает в Москву, устраивается в газету «Гудок» журналистом, начинает писать остроумные сатирические стихи и фельетоны. В 1924 году Юрий Олеша начал писать свой первый роман «Три толстяка». Олеша был влюблён в театр, и ему очень хотелось, чтобы сказка была театральной. Многие отрывки из сказки похожи на текст сценария, а многие – на описание циркового представления. Недаром «Три толстяка» стали и балетом, и пьесой, и кинофильмом.
Вскоре выходит другой роман писателя под названием «Зависть», который принёс автору известность. Ещё Олеша выпустил сборник рассказов, его пьесы ставили в театрах по всей стране, по его сценариям сняли несколько фильмов.
6 марта – 95 лет со дня рождения российского писателя и поэта Фазиля Абдуловича Искандера (1929–2016)
«Детство Чика», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Удавы и кролики»
Фазиль Искандер родился в Абхазии. Окончил с золотой медалью русскую школу в Сухуми, поступил в Московский библиотечный институт, потом перешёл в Литературный институт, чтобы научиться писательскому ремеслу.
После окончания института работал в газетах Брянска, Курска, Сухуми. В 1957 году вышел его первый сборник стихов «Горные тропы», после чего его приняли в Союз писателей.
Придя в литературу как поэт, вскоре дебютирует как прозаик, в журнале «Пионер» публикуется его рассказ «Первое дело», ставший началом продолжающихся циклов – произведений о детстве. Постепенно появляются сборники рассказов «Запретный плод», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Дерево детства».
На протяжении всей жизни Искандер работает над рассказами и повестями о Чике – абхазском мальчике и его приключениях.
У Фазиля Искандера положение в русской литературе особое. Он не просто абхазец, пишущий по-русски, он, став русским писателем, не перестал быть абхазцем.
8 марта – 165 лет со дня рождения английского писателя Кеннета Грэма (1859–1932)
«Ветер в ивах», «Дракон-лежебока»
Кеннет Грэм родился в Эдинбурге, Шотландия. Первые произведения Кеннета Грэма вышли под псевдонимом, начиная с 1888 года он стал публиковать свои рассказы в литературных журналах уже под собственным именем. Позднее эти рассказы вошли в книгу «Языческие записи» (1893), которая воспевает жизнь на природе, прогулки, реку и радости деревенской жизни. В 1895 году вышла книга «Золотые годы», основанная на детских воспоминаниях Грэма. В 1898 году был опубликован сборник «Дни грёз», в который помимо рассказов о детстве вошла сказка «Дракон-лежебока».
Профессиональным писателем Грэм себя не считал. В двадцать лет он поступил на службу в банк, где проработал пятнадцать лет и уволился по болезни в 1908 году. Увидевшая свет в 1908 году сказка «Ветер в ивах» принесла ему шумный успех и вскоре была переведена во многих странах мира.
Творчество Кеннета Грэма адресовано прежде всего юному читателю, однако, как это нередко бывает с незаурядными мастерами, книги писателя популярны и среди взрослых.
15 марта – 100 лет со дня рождения русского писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924–2020)
«Батальоны просят огня», «Берег», «Горячий снег», «Юность командиров»
Юрий Васильевич Бондарев родился в г. Орске Оренбургской области, в 1931 году семья переехала в Москву, где прошли школьный годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в артиллерийское училище, а затем на фронт. Бондарев прошёл всю войну артиллеристом, был ранен, награждён орденами за боевые заслуги.
В 1946 году поступает в Литературный институт им. Горького. Первый рассказ «В пути» появился в журнале «Смена» в 1949 г., и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя.
Настоящий творческий успех принесли Бондареву «военные повести»: «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег».
С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Ю. Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег», «Выбор», «Игра» составляют своеобразную трилогию, посвящённую сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссёра).
Юрий Бондарев долгие годы занимался общественной деятельностью, входил в состав редколлегий многих литературных журналов.
16 марта – 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884–1942)
«Ариэль», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»
Александр Романович Беляев родился в Смоленске, в семье православного священника, окончил Смоленскую семинарию, однако от духовного поприща отказался. Работал актёром, затем поступил в юридический лицей в Ярославле, после окончания работал присяжным поверенным. С 1911 года сотрудничал в детском журнале «Проталинка».
Первый фантастический рассказ Беляева был опубликован в 1925 году в журнале «Всемирный следопыт». Это был рассказ «Голова профессора Доуэля». В 1920-е годы написаны лучшие фантастические произведения Беляева: «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший своё лицо».
Привлекает широта его интересов, богатство и разнообразие научно-технических и социально-фантастических тем, к которым он обращался. Ракетная техника, межпланетные путешествия, авиация и воздухоплавание, радиотехника, медицина, передача мыслей на расстояние, продление жизни, но самый широкий пласт его творчества – это произведения о покорении космоса.
Использованная литература
- Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под ред. И.Г. Минераловой. – Москва: Флинта, 2005. – 520 с. – Текст: непосредственный.
- Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь. В 3 т. Т. 1. А–Ж / под. ред. Н.Н. Скатова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – 733 с.: ил. – Текст: непосредственный.
- Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. – Москва: Флинта, Наука, 1997. – 504 с. – Текст: непосредственный.
- Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имён: биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 492 с.: ил. – Текст: непосредственный.
- Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия: сайт / Грэм Кеннет. – Москва, 2024. ‒ URL: https://megabook.ru/article/Грэм%20Кеннет (дата обращения 22.02.2024).
1 февраля – 140 со дня рождения русского писателя, драматурга Евгения Ивановича Замятина (1884–1937)
«Мы», «На куличках», «Островитяне», «Уездное»
Евгений Иванович Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии, в семье священника. С детства будущий писатель любил чтение и музыку, учился в гимназии, затем поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического университета. В 1908 году Замятин окончил институт со званием морского инженера и был оставлен при кафедре корабельной архитектуры.
Литературный дебют состоялся в том же году рассказом «Один». В 1914 г. Замятин пишет повесть «На куличках», за это произведение власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь.
В 1916 году Замятина командировали в Англию для наблюдения за строительством судов по русским заказам. В это время выходит первый сборник писателя «Уездное», создана повесть «Островитяне».
Самое известное произведения Е. Замятина роман «Мы». Написанный в 1920 году он сразу подвергся советской цензуре и не был опубликован. Впервые вышел на английском языке, и за рубежом вызвал большой интерес.
«Мы» – ознаменовал формирование нового жанра – романа-антиутопии. Под влиянием романа «Мы» были написаны романы «1984» Джорджа Оруэлла и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
11 февраля – 130 лет со дня рождения русского писателя Виталия Валентиновича Бианки (1894–1959)
«Где раки зимуют», «Лесная газета», «Лесные домишки»
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. С детства его окружали животные и птицы, отец познакомил мальчика с живой природой и пробудил интерес к ней, по словам Бианки научил узнавать и находить «по тысячам примет» зверей и птиц. И самое главное – приучил все свои наблюдения записывать.
Виталий Бианки окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Учёба только расширила интерес к природе, он много ездил в экспедиции по России.
Первые его рассказы и сказки вышли в 1923 году в детском журнале «Воробей», а затем стали выходить отдельными изданиями: «Лесные домишки», «На великом морском пути», «Первая охота», «Чьи это ноги», «Кто чем поёт?» и др. Создавая свои «сказки-несказки», Бианки фактически изобрёл новый жанр.
Совершенно особое место в творчестве писателя занимает «Лесная газета» о круглогодичных изменениях в природе. Вышедшая в 1928 г., она переиздавалась более десяти раз, всё пополняясь и совершенствуясь.
13 февраля – 255 лет со дня рождения русского писателя, баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769–1844)
«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»
Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в семье небогатого армейского офицера. Образование Крылов в детстве получил недостаточное, но обладал исключительными способностями и настойчиво занимался самообразованием на протяжении всей жизни. Когда ему было всего десять лет он остался без отца, и мальчику пришлось устраиваться на работу, чтобы хоть как-то помочь матери обеспечивать семью.
Свою творческую деятельность Крылов начал со стихов, в 1783 году сочиняет комическую оперу в стихах «Кофейница», затем две трагедии – «Клеопатра» и «Филомела», но они подверглись жестокой цензуре. Первый неудачный опыт не останавливает юного литератора, он решает вновь вернуться к комедии и комической опере, выходят комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель». Его произведения были замечены и литературные дела стали поправляться.
Крылов много ездил по России, писал, но печатался редко. За это время многое изменилось в его общественных и литературных взглядах. Он обратился к жанру басни и полностью посвящает себя этому жанру. Всего им написано боле 200 басен, объединённых в девять книг.
23 февраля – 125 лет со дня рождения немецкого писателя, лауреата Международной премии имени Х. К. Андерсена Эмиля Эриха Кёстнера (1899–1974)
«Когда я был маленьким», «Мальчик из спичечной коробки», «Проделки близнецов», «Эмиль и сыщики»
Эрих Кёстнер родился в Дрездене, в простой семье рабочих, получил хорошее образование, учился в университете. Постепенно к нему пришло убеждение, что его призвание – литература. Первые стихи Кёстнера были опубликованы в 1920 году, но остались незамеченными. В 1928 г. к нему пришла известность с выходом сборника стихов «Сердце на Талии». Почти одновременно он пишет прозу и тоже весьма успешно.
Его первой книгой стала повесть «Эмиль и сыщики», с тех пор он начинает писать для детей и навсегда остаётся в детской литературе. Следующие книги выходят одна за другой: «Кнопка и Антон», «Артур с длинной рукой», «Летающий класс».
В 1933 году с приходом фашистского режима в Германии книги Кёстнера были запрещены и сожжены на костре вместе с другими произведениями прогрессивных писателей. После освобождения от фашизма Кёстнер снова начинает писать для детей: «Двойняшки Лоттхен» (1949), «Конференция зверей», «Мальчик из спичечной коробки» (1963).
Использованная литература
- Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под ред. И.Г. Минераловой. – Москва: Флинта, 2005. – 520 с. – Текст: непосредственный.
- Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь. В 3 т. Т. 2. З–О / под. ред. Н.Н. Скатова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – 720 с.: ил. – Текст: непосредственный.
- Сто великих имён в литературе: научно-популярное издание / под ред. В.П. Ситникова. – Москва: Филологическое общество «СЛОВО», 1998. – 544с: ил. – Текст: непосредственный.
- Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имён: биобиблиографический справочник / Г.Н. Тубельская. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 492 с.: ил. – Текст: непосредственный.