Писатели-юбиляры


20.07 – 715 лет

со дня рождения

итальянского ученого-гуманиста, поэта Франческо ПЕТРАРКИ

(1304 – 1374)

«Автобиография. Исповедь. Сонеты»

Франческо Петрарка родился в городе Ареццо, в итальянской области Тоскана, в семье нотариуса. Он прослушал в Монполье и Болонье лекции по праву, но не пошел по стопам отца. Поселившись в Авиньоне, Петрарка принял духовный сан.

Франческо Петрарка был первым европейским гуманистом, огромная заслуга которого в том, что он, собирая древние свитки и книги, впервые выделил методы филологического анализа текста, критерии определения подлинности оригиналов, разработал новые элементы стиля и языка поэзии.

Литературные произведения сделали его знаменитостью, и он был торжественно увенчан лавровым венцом на Капитолии в Риме в 1341 году. Мировая слава Петрарки как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам же автор относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «облегчить скорбное сердце». Свою возлюбленную поэт называл Лаурой и воспевал ее 10 лет, разделив сборник посвященных ей сонетов и канцон (обычно называемый «Канцоньере» - «Книга песен») на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры».

Совершенство формы и безупречный вкус сделали «Канцоньере» эталоном в европейской поэзии. Это произведение уже до начала XVII в. выдержало около 200 изданий. Творчество Петрарки повлияло на известных писателей и поэтов периода Возрождения.

21.07 – 85 лет

со дня рождения

русского писателя Евгения Серафимовича ВЕЛТИСТОВА

(1943 – 1989)

«Миллион и один день каникул», «Приключения Электроника», «Электроник – мальчик из чемодана»

Евгений Велтистов родился в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Начал работать в газете «Пионерская правда». Работая в редакциях газет и журналов, познакомился с величайшими учеными страны в области кибернетики, теоретической физики, космической техники, остро осознал, что научно-техническая революция касается каждого, с ней связаны надежды на развитие человечества.

В 1962 г. Детгиз выпускает повесть Велтистова «Тяпа, Борька и ракета» о собаках-космонавтах, а в 1976 г. публикует повесть «Железный рыцарь на луне», об аппарате «Луна-9», достигшего Луны. Прототипы героев повести – создатели космических кораблей. Федерация космонавтики СССР наградила автора медалью им. летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина за большой вклад в пропаганду достижений СССР в изучении и освоении космического пространства.

Наибольший успех у писателя выпал на долю фантастической трилогии о мальчике-роботе Электронике и его Электронной собаке - Рэсси: «Приключения Электроника», «Электроник – мальчик из чемодана», «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного».

Большая потребность в детской фантастике, интерес к кибернетике, который впервые проявился у детей именно в 60-70-е годы, побудили писателя создать сценарий телефильма «Приключения Электроника». Фильм имел успех, и в 1992 г. Велтистову как автору сценария было присуждена Государственная премия. По просьбе читателей Велтистов написал четвертую повесть о мальчике-роботе «Новые приключения Электроника».

Также Евгений Велтистов создает сказочные повести «Гум-Гам», Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников», «Миллион и один день каникул», фантастический роман и повесть «Ноктюрн пустоты» и «Глоток солнца».

21.07 – 120 лет

со дня рождения

американского писателя, лауреата Нобелевской премии (1954) 

Эрнеста Миллера ХЕМИНГУЭЯ

(1899 – 1961)

«И восходит солнце», «По ком звонит колокол», «Старик и море»

Эрнест Хемингуэй родился в местечке Оук-Парк, штат Илллинойс, США, в семье врача, рано начал читать, в школе увлекался футболом и боксом. С 1917 г. начал работать репортером в газете. Когда США вступили в Первую мировую войну, Хемингуэй хотел пойти на фронт, но ему помешало плохое зрение. Тем не менее, он записался санитаром Красного Креста. На итало-австрийском фронте был тяжело ранен в обе ноги. Вернувшись в Америку, работал в канадской газете «Торонто стар».

Военный опыт определил творчество Хемингуэя, отразился разочарованием, болью, душевным смятением. Трагическое мироощущение, обусловленное как судьбой самого писателя, так и общей обстановкой в мире между двумя мировыми войнами, свидетелем и участником которых он был, его упорное стремление найти в жизни и в литературе опору позволили критикам говорить о трагическом героизме творчества писателя.

Наиболее полно эта особенность прозы Хемингуэя проявилась в романе «За рекой, в тени деревьев» и в повести «Старик и море», за которую он получил Нобелевскую премию. Старик Сантьяго, не потерявший силы духа в тяжелом поединке с гигантской рыбой, которая унесла его лодку в открытое море, говорит полные гордости слова, словно подводившие итог творчеству и жизни Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

25.07 – 90 лет

со дня рождения

русского писателя, сценариста, кинорежиссера и актера 

Василия Макаровича ШУКШИНА

(1929 – 1974)

«До третьих петухов», «Живет такой парень», «Я пришел дать вам волю»

Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. «Жизненные университеты» будущего писателя – голодное детство, неоконченная школа, раннее трудоустройство – сначала в колхозе, затем работа грузчиком, ремонтником на железной дороге, строителем. С 1949 по 1952 – служба на флоте. После демобилизации Шукшин сдал экзамены на аттестат зрелости, работал директором вечерней школы, преподавал русскую литературу и историю в родном селе. В 1954 г. Шукшин уехал в Москву, закончил режиссерское отделение ВГИКа.

Авторский дебют Шукшина – рассказ «Двое на телеге», напечатанный в 1958 г. в журнале «Смена». Написанные Шукшиным рассказы составили несколько сборников. «Крупная проза» Шукшина по своей  художественной силе не уступает его рассказам. Самое зрелое из крупных произведений Шукшина, как верно отмечено в критических работах о писателе, - это киноповесть «Калина красная». И повесть, и кинокартина, снятая по ней, вызвали большой интерес, оживленное толкование судьбы героя.

Главная тема творчества Шукшина – человеческая личность, писатель изображает жизнь человека в многообразных, неожиданных ее проявлениях. Герои Шукшина находятся внутри народной жизни, стремятся выразить свои мысли собственными словами, жить по нравственным законам.

Всеобщее признание получил актерский талант Василия Шукшина. Он снялся в фильмах: «Они сражались за Родину», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Когда деревья были большими», «Два Федора» и др. За роль в фильме «У озера» получил Государственную премию СССР.

Использованная литература:

  1. Зарубежная литература / сост. О. Ю. Панова. – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. – 416 с.
  2. Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. – Москва: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.
  3. Серафимова, В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков / В.Д. Серафимова. – Москва: АСТ, Астрель,2008. – 478 с.

6.06 – 220 лет со дня рождения

 русского поэта, прозаика, драматурга

Александра Сергеевича ПУШКИНА

(1799 – 1847)

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в старинной дворянской семье. В 1811-1817 гг. учился в Царкосельском лицее, где проявился его необыкновенный поэтический талант. После окончания лицея служил в Коллегии дел в Петербурге. Посещал заседания литературных кружков «Зеленая лампа» и «Арзамас».

В Петербургский период были написаны стихотворения, относящиеся к ранней декабристкой лирике: ода «Вольность», послание «К Чаадаеву», элегия «Деревня».

Многие стихотворения посвящены размышлениям о гении, творческой свободе, роли поэта и его миссии, а также задачах искусства: «Пророк», «Арион», «Поэт и толпа». Пушкин обращается и к типичному для романтизма жанру баллады. Совершенством формы отличается его любовная лирика, как правило, развивающая мотивы воспоминаний, расставаний, разлуки: «Я помню чудное мгновенье» и т.д.

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика: «Зимний вечер», «Осень» и т.д. Об интересе к устному народному творчеству свидетельствуют его сказки: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Долгие годы поэт работал над своим самым значительным произведением, романом в стихах «Евгений Онегин», в котором добился удивительно гармонического слияния эпической и лирической линий повествования.

Вкладом Пушкина в развитие драматургии стала романтическая трагедия «Борис Годунов», на создание которой значительное влияние оказали трагедии В. Шекспира.

Необыкновенным мастерством и глубиной отличаются созданные в 1830 г. в Болдино четыре драматических произведения, известные как «Маленькие трагедии».

Художественная проза в творчестве Пушкина появляется довольно поздно. Ее открывает неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого». Прием «найденной рукописи» Пушкин использовал в «Повестях Белкина». Пять новелл цикла объединены образом рассказчика, повторяющего услышанные истории.

Давая характеристику личности и творчества А.С. Пушкина, его ученик Н.В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

11.06 – 105 лет со дня рождения русского писателя

Юрия Васильевича СОТНИКА

(1914 – 1997)

«"Архимед" Вовки Грушина», «Как я был самостоятельным», «Машка Самбо и Заноза»

Юрий Вячеславович Сотник родился во Владикавказе. Первый успех к писателю пришел рано: уже в 4-м классе его рассказ занял первое место на школьном конкурсе.

До настоящего творческого дебюта было еще очень далеко: несколько лет Сотник ездил по стране – был на Кольском полуострове, на Ленских золотых приисках. По возвращении участвовал во многих литературных объединениях молодых литераторов, был ответственным секретарем многотиражки.

Только в 1939 г. в журнале «Пионер» напечатали рассказ «Архимед» Вовки Грушина», с тех пор началось сотрудничество Сотника с этим журналом. Работа над другими произведениями шла довольно медленно, и первая повесть «Про наши дела» появилась в 1946 г. за ней последовали «Невиданная птица», «Приключение не удалось», «Машка Самбо и Заноза», «Эликсир Купрума Эса», «Ясновидящая, или Эта ужасная улица», «Дом при школе».

Все повести и рассказы Сотника остросюжетны, в них сочетаются комические, трагикомические, драматические и лирические элементы. Его любимый герой – подросток, изучающий окружающий мир и себя самого, собственную натуру и характер. Известно, что почти все, описанное в произведениях писателя, так или иначе, имело место в жизни самого писателя в детские и отроческие годы.   

19.06 – 95 лет со дня рождения белорусского писателя

Василя БЫКОВА

(1924 – 2003)

«Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников»

Василь (Василий) Владимирович Быков родился в д. Бычки Ушачского р-на Витебской обл. Юность его поколения, оборванная 22 июня 1941 г., не была легкой. На войну попал в восемнадцать лет, командовал взводом автоматчиков, затем в истребительной противотанковой артиллерии. Быков был дважды ранен, лежал в госпиталях. Войну закончил в Австрии офицером Советской Армии. После демобилизации в 1955 г. стал заниматься только литературной деятельностью.

Повесть – любимый жанр Василя Быкова. События первой из них «Журавлиный крик» переносит читателя к первым дням войны. Зам ней последуют повести: «Фронтовая станция», «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Его батальон», «Пойти и не вернуться», «Карьер» и т.д.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР.

Все написанные повести Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев – мирных жителей, бывших партизан.

Самое последнее произведение Быкова, удостоенное в 2001 году Российской премии «Триумф» - повесть «Волчья яма», апокалипсис «мирного» чернобыльского атома.

23.06 – 130 лет со дня рождения русского поэта

Анны Андреевны АХМАТОВОЙ

(1889 – 1966)

«Поэма без героя», «Реквием», «У самого моря», сборники стихотворений «Anno Domini MCMXXI», «Вечер», «Чётки»

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась недалеко от Одессы, в семье инженера-механика флота. Детство провела в Царском Селе. Училась на Высших женских курсах в Киеве и Санкт-Петербурге. В 1910 г. стала женой поэта Н.С. Гумилева. В 1911 г. Ахматова примкнула к новому течению в русской поэзии – акмеизму, оказавшему довольно значительное влияние на ее творчество.

Первый сборник стихов поэтессы – «Вечер» - вышел в 1912 г. а после выхода весной 1914 г. второго сборника стихов «Четки» ее товарищ по цеху акмеистов Осип Мандельштам пророчески написал: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

В 1917 г. выходит третья книга стихов «Белая стая». В ее творчестве появляются открытые отклики на важнейшие события современности. Это первая мировая война и большевистский переворот октября 1917 г.

Ахматова не приняла пролетарскую революцию, но отвергла спасительную для многих эмиграцию. В итоге она пережила со своей страной все трагические события советской эпохи.

В первые месяцы Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Ахматова обращается к своим соотечественникам из блокадного Ленинграда со стихотворен6ием «Клятва», главный смысл которого – необходимости гражданской нравственной чистоты, вера в справедливость, вера в конечную победу над фашизмом. В сентябре 1941 г. она попадает в эвакуацию в Ташкент, там, как и другие поэты, выступает в госпиталях, где читает стихи раненым бойцам. В 1942 г. стихотворение «Мужество» было напечатано в главной газете Советского Союза «Правде».

Тема любви и памяти – центральная для всего творчества Ахматовой. Прослеживая свой жизненный и творческий путь, Ахматова в автобиографической прозе «Коротко о себе» напишет: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа.  Я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моего народа».

25.06 – 65 лет со дня рождения русской писательницы

Марины Львовны МОСКВИНОЙ

(р. 1954)

«Блохнесское чудовище, или Жизнь и приключения милиционера Караваева», «Моя собака любит Джаз», «Не наступите на жука»

Детские годы Москвиной прошли в знаменитом на всю Москву доме Нирензее (Б. Гнездниковый пер., 10) – самом высоком доме по тем временам. Дети этого дома ходили в детский сад на 10-м этаже, а местом прогулок была крыша, та самая, с которой когда-то оглядывал город Маяковский.

С 17 лет Москвина ездила поварихой в геолого-разведочные экспедиции на Дальний Восток, в Заполярье. Училась на вечернем отделении факультета журналистики МГУ, а днем работала.

Поворот к детский литературе произошел в начале 80-х годов. В профессиональном становлении будущей писательницы большую роль сыграли Ю. Коваль, Ю. Сотник.

По мнению Москвиной, особой разницы между взрослой и детской литературой нет, писать нужно без оглядки на читателя, заботясь лишь о понятности формы. «Проза должна быть жизнерадостной» - таково кредо писательницы.

80-е годы для Москвиной были в основном временем освоения жанра литературной сказки. Наряду со сказками публикуются и рассказы. Именно форма рассказа позволяет писательнице наиболее полно раскрывать свой творческий потенциал.

В 1994 году выходит в свет книга «Приключения Олимпионика», которая родилась благодаря многолетним публикациям в журнале «Мурзилка», где писательница вела одноименную спортивную рубрику. Эта книга о видах спорта представляет собой собрание рассказов, загадок, комиксов, картинок с пояснениями или вопросами.

Использованная литература:

  1. Кузнецова, Н. И. Детские писатели [Текст]: справочник для учителей и родителей / Н. И., Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. – М.: БАЛЛАС, С-Инфо, 1995. – 160 с.
  2. Лукьянченко, О. А. Русские писатели [Текст]: биографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 521 с.: ил.
  3. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги [Текст]: Биобиблиографический словарь: в 3 т. Т. 1 / под. ред. Н. Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. – 733 с.: ил.
  4. Русские детские писатели XX века [Текст]: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.
  5. Серафимова, В. Д.  Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX  и XXI веков [Текст] / В. Д. Серафимова. – М.: АСТ, Астрель,2008. – 478 с.
  6. 100 русских писателей  [Текст]. – Санкт-Петербург: Золотой век, 2003. – 256 с.