6+
Меню сайта

Наш опрос
Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в библиотеке?
Всего ответов: 20

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации


GISMETEO: Погода по г.Анапа

Праздники России


15.06 – 150 лет

со дня рождения

русского поэта, публициста, переводчика

Константина Дмитриевича БАЛЬМОНТА

   

(1867 – 1942)

Константин Бальмонт родился в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семерых сыновей. С 1876 года учился в Шуйской гимназии. Сначала мальчик делал успехи, но вскоре ученье ему наскучило, и успеваемость снизилась, зато наступило время запойного чтения, причём французские и немецкие произведения он читал в подлиннике. Под впечатлением от прочитанного он в возрасте десяти лет сам начал писать стихи.

Участвовал в сомнительном кружке, поддерживающем народовольцев, за что его в 1876 году исключили. После этого, мать перевела его во Владимирскую гимназию. Её он окончил в 1886 году. Сразу после окончания гимназии Константин Дмитриевич поступил в Московский университет (юридический факультет). Он снова участвовал в жизни подпольных, революционных кружков. В этот раз его не просто исключили, но и отправили в Шую.        

В 1889 году Константин Дмитриевич возобновил своё обучение в университете, но нервное истощение помешало ему учиться. В 1890г. его отчислили и из Демидовского лицея, где он изучал юриспруденцию. Его первый дебют в литературе состоялся в 1885 году, как раз в то время, когда он закончил гимназию. Однако, хотя его поэзия была напечатана в популярном петербургском издании «Живописное обозрение», она всё равно осталась незамеченной. Спустя пять лет, поэт за собственный счёт издаёт сборник своих стихов, но и в этот раз он не пользуется успехом. К тому моменту Бальмонт уже успел жениться, чем существенно испортил отношения с родителями и остался без денег. Это было тяжелое время для поэта.

В 1894 году выходит еще один сборник стихов поэта. «Под северным небом» можно считать отправным пунктом в его творчестве. При этом Бальмонт продолжает свои поэтические поиски, которые хорошо отражаются в его следующей книге «В безбрежности», которая выходит в печать в 1895 году. В этот период времени к нему приходит популярность. Спустя несколько лет он становится членом Общества любителей российской словесности. Благодаря своему сборнику «Горящие здания», изданному в 1900 году, он становится известным по всей стране, причем его признают как одного из лидеров символизма. После выхода «Будем как Солнце» в 1902, его позиции стали еще более прочными.

Бальмонт никогда не был любимчиком власти, в 1901 году у него случился с ней очередной конфликт. На одном из литературных вечеров, он прочел стих, направленный против Николая II. За это поэта сослали из столицы. В 1905 году он вновь начинает принимать активное участие в революционной деятельности. Это и становится причиной его эмиграции во Францию.

В Париже он живет с 1906 года по 1913. Там выходят такие сборники стихов, как «Песни мстителя» и «Стихотворения». В 1923 году К. Д. Бальмонт одновременно с М. Горьким и И. А. Буниным был номинирован Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе. С конца 1960-х гг. стихи Бальмонта в СССР стали печатать в антологиях. В 1984 г. издан большой сборник избранных произведений.

18.06 – 205 лет

со дня рождения

русского писателя, литературного критика

Ивана Александровича ГОНЧАРОВА

    

(1812 – 1891)

Иван Александрович Гончаров родился Симбирске, отец и мать Гончарова, принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров описал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Когда Гончарову было всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе.

В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об его исключении. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману «Обыкновенная история». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя.

Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединённых Штатов Америки. Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской - коммодор Мэтью Перри. В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием.

Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

В 1867 году Гончаров вышел в отставку, ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. Гончаров уже опубликовал роман «Обломов» в 1859 году. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением - романом «Обрыв». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. «Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова.

22.06 – 110 лет

со дня рождения

русского писателя

Андрея Сергеевича НЕКРАСОВА

   

(1907 – 1987)

Андрей Сергеевич Некрасов родился в  Москве, в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924г. средней школы поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтёром.

В 1926 году переехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть». Затем плавал на различных судах в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1928г. начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале «Борьба миров» в 1930г. Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря. В 1930г. Некрасов участвовал в перелете «Москва - Дальний Восток» с известным летчиком М.В. Водопьяновым.

В конце 1920-х - начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море». Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности. В 1933г. окончил Владивостокский морской техникум.

В 1935г. вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока. Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Имя литературного героя - Врунгель Христофор Бонифатьевич - родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель». В то же время одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл «морским волком» и неизменно веселил всех рассказами-байками. В 1958г. вышло 2-е издание книги про капитана Врунгеля, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей».

В 1941г. Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (1953), «Судьба корабля»  (1958), «Мы были на Диксоне» (1960), в которых отражена история страны. До последних дней Некрасов был членом редколлегии журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан».

26.06 – 95 лет

со дня рождения

русского писателя

Юрия Яковлевича ЯКОВЛЕВА

   

(1922 – 1996)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде. Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

Творческая деятельность началась с написания стихов. «Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков».

Первая книга «Наш адрес» - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году. Вторая книга – «В нашем полку», где собраны стихи о войне. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1952 г., уже будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей. В прозе с 1960 г. (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Зимородок» (1972), «Был настоящим трубачом» (1973), «Верный друг Санчо» (1974), «У меня есть лев» (1975), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), «Родился я в Сибири» (1982), «Семеро солдатиков» (1982), «Площадь Восстания» (1985).

Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью. Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме, верность избранному индивидуальному ориентиру как источнику осмысленности существования. Подробно и развернуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

Использованная литература:

  1. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги [Текст]: Биобиблиографический словарь в 3 т.  / под.ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.  – 733 с.: ил.
  2. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.
  3. Сто русских писателей  [Текст] . – Санкт-Петербург: Золотой век, 200 – 256 с.

Интернет-ресурсы:

  • https://yandex.ru/images
  • http://the-biografii.ru
  • https://www.livelib.ru
  • http://stuki-druki.com
  • http://allforchildren.ru

13.05 – 80 лет

со дня рождения

американского писателя-фантаста

Роджера Джозефа ЖЕЛЯЗНЫ

    

(1937 – 1995)

Роджер Желязны (в некоторых русских переводах также Зелазни или Зилазни) родился  в Кливленде, штат Огайо, США в семье поляка Йозефа Желязны и ирландки Жозефины Суит Желязны. Уже в десять лет Роджер писал сказки. В 1955 окончил среднюю школу и поступил на отделение психологии в Кливлендский Университет Вестерн-Резерв. Сменил специальность, перейдя на отделение английской словесности с факультета психологии. Через два года сдал на бакалавра и перебрался в Колумбийский университет (штат Нью-Йорк). В 1962 получил степень магистра в Колумбийском Университете по специальности «Драма Елизаветинской и Якобианской эпох».

В годы учебы Желязны занимался дзюдо и восточными единоборствами, писал и издавал стихи, писал, но не издавал фантастические рассказы, учился играть в шахматы, изучал хинди и японский, увлекся медитацией и мистикой.

В конце 1960 года вступил в ряды Национальной гвардии, прослужил в Техасе шесть месяцев. С 1963 по 1966 - был резервистом армии США. Одно время входил в состав боевого расчета ракет «Hика», а последние годы службы провел в подразделении психологической войны, откуда и был с почетом уволен в запас.

В 1962 году опубликовал свой первый рассказ «Игра страстей». Первую свою премию «Хьюго» он получил за повесть «Роза для Экклезиаста» (1963), в 1965 году рассказ «Дьявольская машина»,  сразу две «Hебьюлы» получают его повести -  «Тот, кто придает форму» (позднее переработанную в роман «Мастер снов») и рассказ «Двери его лица, лампы его рта».

В том же году вышел рассказ «Дыхания я дожидаюсь», также ставший классикой.  1966 году – награда  «Хьюго» за роман «Этот бессмертный» (написанный по повести «...И зовите меня Конрадом»).

В 1970 году вышла в свет первая книга знаменитых Янтарных Хроник – «Девять принцев Эмбера».

Многие работы Желязны были удостоены престижных наград, присуждаемых в жанре научной фантастики.

На счету Роджера  Желязны около 20 романов и четыре сборника рассказов. Он шесть раз получал премию «Хьюго», три - «Небьюла», один раз - французскую «Аполло», был удостоен премии журнала «Локус» за создание «Хроник Амбера». Написал несколько произведений в сооавторстве с Филипом Диком, Фредом Саберхагеном, Томасом Т. Томасом и Робертом Шекли.

21.05 – 145 лет

со дня рождения

русской писательницы

Надежды Александровны ТЭФФИ

    

(1872 – 1952)

Тэффи (настоящая фамилия – Лохвицкая) родилась в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование.

Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «Любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения».

В 1905-1907 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя.

В 1908, с момента основания А. Аверченко журнала «Сатирикон», Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет «Биржевые ведомости» и «Русское слово» и других изданий.

В 1910 выходят два тома «Юмористических рассказов» Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники «И стало так...» (1912); «Дым без огня» (1914); «Неживой зверь» (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.

Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Возрождение», выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: «Наши за границей» и «Кефер?».

А. Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей «безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи». Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.

Её называли первой русской юмористкой начала ХХ в., «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

31.05 – 105 лет

со дня рождения

русского поэта-песенника

Льва Ивановича ОШАНИНА

    

(1912 – 1996)

Лев Ошанин родился в Рыбинске в дворянской семье. С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу – повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».

В 1932-1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

Из-за плохого зрения Ошанина не взяли в армию, даже когда началась Великая Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, затем семья оказалась в Елабуге. Там Ошанин встретил поэта Б. Л. Пастернака, который посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем.

Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. После этого он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. Уже 22 июня 1941 года из репродукторов на сборных пунктах звучала написанная ещё до войны песня на стихи Ошанина «В бой за Родину».

В конце войны им были написаны стихи, положенные на музыку И.О. Дунаевским и ставшие песней «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги».

За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии (1950). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лев Ошанин – один из наиболее популярных поэтов-песенников советского времени. Песня о войне - «Дороги» - стала народной, огромную известность получили также «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Зачем меня окликнул ты?», «А у нас во дворе есть девчонка одна», «Просто я работаю волшебником». Песня на стихи «Солнечный круг» (композитор – Аркадий Островский), в исполнении Тамары Миансаровой, победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963 году.

31.05  - 125 лет

Поиск

Вход на сайт

Необходимые ссылки
 






Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Полезные страницы

САЙТ КУЛЬТУРЫ АНАПЫ

САЙТ МБУК "АНАПСКАЯ ЦБС"

НАША ГРУППА

ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ КРАЙ

 
Электронный ресурс Российской государственной детской библиотеки
 
 
 


При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ДЮБф1 обязательна.
ДЮБ МБУК "Анапская ЦБС"© 2017