Писатели-юбиляры
 


2.08 - 115 лет

со дня рождения

русского писателя-натуралиста

Георгия Алексеевича СКРЕБИЦКОГО

  

(1903 – 1964)

Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. После школы поступает в Московский высший  зоотехнический институт.  В детскую литературу пришел в зрелом возрасте, положив в основу своих произведений богатый опыт натуралиста. В 1944 г. увидел свет первый сборник рассказов писателя – «Простофили и хитрецы».  За ним последовали «Рассказы охотника» (1948), «На пороге весны», «Под зоркой охраной» (1953), «Лесной прадедушка» (1956), «В шапке-невидимке» (1961) и др.

В этих произведениях Скребицкий выступает как биолог, стремящийся познакомить юного читателя с основными биологическими законами, причем не называя их, а показывая, предоставляя ребенку самому сделать выводы. Писатель убежден в колоссальной преобразующей силе природы как важнейшего фактора пробуждения нравственного чувства человека. Вот почему именно природа – абсолютный критерий нравственности в произведениях Скребицкого.

В 1960-е гг. создает две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1962) и «У птенцов подрастают крылья» (1964). Творческое наследие писателя многогранно и содержательно, оно не утратило своей актуальности, Георгий Скребицкий остается одним из лучших писателей-натуралистов детской.

14.08 – 160 лет

со дня рождения

английской писательницы, сказочницы

Эдит НЕСБИТ

  

(1858 – 1924)

Эдит Несбит родилась в Лондоне в семье химика.  Стихи Несбит стала писать еще будучи подростком.  Первой книгой стал роман «Мантия пророка» (1885).  В течение 1880-1890 гг. стихи, сказки, рассказы для взрослых и детей появлялись в различных сборниках. Первым изданием для детей стала стихотворная повесть «Путешествие Колумба» (1892).

В 1897 г. Несбит  публиковала пересказы шекспировских произведений и эпизоды английской истории, в которых участвовали дети. Но подлинное признание у детского читателя Несбит снискала в 1899 г., когда появились «Искатели сокровищ», повесть, где шестеро братьев и сестер пускаются в увлекательные приключения.

Самые популярные произведения Эдит Несбит – это повести где появляются подлинно фантастические герои и волшебные персонажи: «Пять детей и чудище», «Феникс и ковер», «История амулета», «Заколдованный замок». Большой популярностью у английских детей пользуется повесть «Дети на железной дороге» (1906), неоднократно ставившаяся в кино и на телевидении.

В сказках и сказочных повестях Несбит приметы повседневной жизни сочетаются с древними чудесами, с большим познавательным материалом, с элементами научной фантастики и детектива. Её произведения оказали огромное влияние на развитие английской – и не только английской детской литературы, и во многом предваряли жанр фэнтези.

Эдит Несбит продолжала писать и для взрослых: стихи и баллады, драматургические произведения, новеллы, романы.

21.08 – 110 лет

со дня рождения

русского писателя и драматурга

Виктора Сергеевича РОЗОВА

 

(1913 – 2004)

Виктор Розов родился в Ярославле. Рано увлекся театром. Был актером-любителем провинциального ТРАМа, учился в театральной школе в Москве. В 1941 г. добровольцем вступил в народное ополчение, был тяжело ранен. В 1943 г. поступил на заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького. В 1954 г. Розов участвует в организации  алма-атинского театра для детей и юношества, и начинает заниматься драматургией, пишет пьесу «Её друзья» (1949).

С первых шагов  в драматургии  Розов верен принципам психологического искусства русских классиков, особенно Чехова, показывая жизнь такой, какова она есть, преломляя эпохальные события в камерной семейно-бытовой атмосфере.   Постепенно его все больше привлекает не столько драматизм обстоятельств, сколько конфликтность характера  героев, их преодоление самих себя.  Этот художественный принцип Розов разовьёт в пьесах, представляющих цикл об истории молодого человека 1950-1960-х годов: «Страница жизни» (1952), «В добрый час» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960).

Доверие к юности, отсутствие назидательности, верность правде жизни, и живые характеры – вот отличительные черты драматургии Виктора Розова.

22.08 – 110 лет

со дня рождения

русского писателя

Леонида ПАНТЕЛЕЕВА

  

(1908 – 1987)

Леонид Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев) родился в Петербурге, в семье военного. В 1921 г., оказавшись беспризорником, определен в Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (ШКИД).  После окончания школы учился на рабфаке, в кинематографической школе-студии им. Морозова.

Первая книга «Республика Шкид», написанная совместно с Г. Белых  в 1927 г., стала литературным событием, имела большой успех у нас в стране и за рубежом. Повесть «Республика Шкид» создана на материале жизни воспитанников школы им. Ф.М. Достоевского, молодые авторы передают впечатления о годах, проведенных в ней, рассказывают об истории возрождения, духовного обогащения человеческой, детской личности в коллективе, в труде.

Теме нравственного величия и подвига взрослых и детей в годы гражданской и Великой Отечественной войн посвящены произведения 30-40-х годов, составившие впоследствии цикл «Рассказы о подвиге». Среди них «Пакет» (1932), «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943) и др.

Произведения «Честное слово» (1941), «Новенькая» (1943), «Главный инженер» (1944) писатель объединил в цикл «Рассказы о детях», куда включил также рассказы для самых маленьких: «Белочка и Тамарочка» (1940), «Маринка» (1943), «Буква ‘‘ты’’» (1945).

Его произведения для детей и юношества отличают тонкое знание и умелое изображение психологии подростков, глубокий реализм и изображение детской судьбы, увлекательный сюжет.

Использованная литература:

  1. Зарубежные детские писатели в России [Текст]: Биобиблиографический словарь / под ред. И.Г. Минераловой. – М.: Флинта, 2005. – 520 с.
  2. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н.  Детские писатели [Текст]: Справочник для учителей и родителей / Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. – М.: БАЛЛАС, с-Инфо, 1995. – 160 с.
  3. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги [Текст]: Биобиблиографический словарь в 3 т.  / под.ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.  – 830 с.: ил.
  4. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.

Интернет-ресурс:

  • https://yandex.ru/images

5.07 – 115 лет

со дня рождения

русского художника, сценариста,

режиссёра анимационного кино, писателя

Владимира Григорьевича СУТЕЕВА

  

(1903 – 1993)

Владимир Сутеев родился в Москве в семье врача. На школьные годы Сутеева пришлась революционная пора: мальчиком он пошел учиться в мужскую гимназию, а заканчивал уже советскую школу. В 14 лет Владимир начал работать: художником (рисовал материалы для различных выставок, спортивные дипломы), санитаром, занимался физкультурой с младшими школьниками. Одновременно он продолжал образование: закончил МВТУ имени Баумана, затем поступил в гос. техникум кинематографии на художественный факультет, который успешно окончил в 1928 году.

Больше всего молодого художника заинтересовала мультипликация, которая в те годы делала в СССР первые шаги. Еще студентом он попал в коллектив создателей анимационного фильма «Китай в огне», а в 1931 году, уже после окончания учебы, стал создателем первого советского оригинального звукового мультфильма под названием «Улица поперёк».

За всю жизнь Владимир Григорьевич создал около четырех десятков сценариев для мультфильмов - большинство из них было экранизировано им лично или другими выдающимися режиссерами. Впрочем, мультипликация была не единственным призванием Сутеева - еще с юношеских лет он как художник-иллюстратор сотрудничал со многими детскими изданиями («Пионер», «Мурзилка» и другие), рисовал иллюстрации для детских книг.

В 1948 году Владимир Григорьевич оставил режиссерскую деятельность и перешел на работу в главное в стране детское издательство «Детгиз», полностью посвятив себя иллюстраторской работе. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Родари, Чуковского, Барто, Михалкова и других классиков детской литературы.

А в 1952 году «Детгизом» была выпущена первая книга, от первого слова до последней иллюстрации созданная Сутеевым. Книга была тепло принята публикой и имела огромный успех. В последующие годы Владимир Сутеев стал автором десятков сказок, которые сегодня переведены более чем на три десятка разных языков и известны детям по всему свету: «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Кот-рыболов», «Под грибом» и др.

5.07 – 60 лет

со дня рождения

русского писателя

Андрея Алексеевича УСАЧЁВА

  

(р. 1958)

Андрей Алексеевич Усачёв родился в Москве. Отец поэта – рабочий, мать была учителем истории. Писать стихи поэт начал еще в подростковом возрасте в вокально-инструментальном ансамбле, где играл на барабанах. После школы Андрей Усачёв поступил в институт в Москве по изучению электронной техники, но после 4 курса бросил учебу. После армии поэт был зачислен на филологический факультет Калининского государственного университета, который окончил в 1987 г. Дипломная работа была на тему: «Поэтика стихов для детей Даниила Хармса».

В 1985 году автора стали публиковать, благодаря журналу «Мурзилка». После этого Усачёв сотрудничал с «Пионером», «Веселыми картинками», «Крокодилом»; для них он писал фельетоны, юморески, стихи. Кроме этого, Андрей Усачёв работал сторожем, мойщиком посуды. Был он также дворником и рабочим сцены.

В 1990 году поэт опубликовал первый детский стихотворный сборник «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на конкурсе юных писателей. Через год вступил в Союз писателей. Несколько лет Усачёв работал сценаристом и ведущим программ для детей «Веселая квампания», «Кварьете», «Летающий диван». Очень быстро Усачёв стал популярным автором в российской детской литературе.

В 1994 году он написал поэтическую книгу «Сны Петушкова», в 1996 г. – «Волшебную азбуку», в 1998 – «Сказочную азбуку», в 1999 – «Планету кошек» и «Шкатулку», в 2003 г. – «Шуршащую песню», «Любопытную Варвару» и «Шел по улице жучок». Также у него есть сборники сказок и фантастики для детей «Умная собачка Соня» - 1996 год, «Сказочная история воздухоплавания» - 2003 год, «Оранжевый верблюд» – 2002 год и др.

Кроме прозы и поэзии, он писал для кукольного театра. Самостоятельно и с другими авторами создал больше 10 пьес. Их показывают в двадцати российских театрах. На студиях «СТВ», «Союзмультфильм» снято 15 мультфильмов. Один из них полнометражный.

Андрей Усачёв стал лауреатом фестиваля «Золотой Остап» (2005 год), конкурсов «Книга года» (за произведение «333 кота») и «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

16.07 - 90 лет

со дня рождения

американского писателя

Роберта ШЕКЛИ

  

(1928 – 2005)

Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван  Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов. Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Рассказы Шекли составили авторские сборники: «Где не ступала нога человека», «Не тронуто рукой человеческой», «Гражданин в космосе», «Паломничество на Землю», «Идеи: Без ограничений», «Лавка бесконечности» «Осколки космоса», «Робот, который был похож на меня», «Удивительный мир Роберта Шекли». Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка.

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма: «Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни); «Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер); «Побег с Адского острова» (1963); «Цена риска» (1983);

Его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

19.07 – 125 лет

со дня рождения

русского поэта

Владимира Владимировича МАЯКОВСКОГО

  

(1893 – 1930)

Владимир Маяковский родился в Грузинском селе Багдати. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.

В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чьё творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».

В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах». Основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы.  Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, – «Барышня и хулиган».

Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».

Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.

Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.

27.07 – 165 лет

со дня рождения

русского прозаика, публициста,

общественного деятеля

Владимира Галактионовича КОРОЛЕНКО

  

(1853 – 1921)

Короленко Владимир Галактионович родился в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко - повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант», «Дети подземелья»  (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

Использованная литература:

  1. Зарубежные писатели [Текст] : Биобиблиографический словарь для школьников и пост. в вузы в 2 ч. / под.ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003.  – Ч. 1. – 688 с.
  2. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги [Текст]: Биобиблиографический словарь в 3 т.  / под.ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.2.  – 720 с.: ил.
  3. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 504 с.
  4. 100  русских писателей  [Текст]. – Санкт-Петербург: Золотой век, 2003. – 256 с.