ПЕРВЫЕ "РЕКТОРЫ" - БРАТЬЯ ЛИХУДЫ 

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

В XVII в. на Руси остро встал вопрос о создании современной системы образования. И главным событием стало открытие в 1687 г. первого российского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии.

Хотя идея создания учебного заведения «наук гражданских и духовных» исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, она попала под руководство приехавших из Италии греков братьев Иоанникия (1663-1717) и Софрония (1652-1730) Лихудов.

Эти ученые, обладавшие энциклопедическими знаниями, приложили все свои силы для организации первого на Руси высшего учебного заведения. Глубокое знание и преданность своему делу, чистота православных убеждений и огромное трудолюбие двух братьев позволяет относить их к лучшим представителям педагогического мира.

Портрет Ионникия Лихуда

Созданная академия была всесословным учебным заведением. Состав ее учащихся был разнообразным. В ней обучались и дети простых безродных родителей, бедноты и высших аристократических фамилий. Этим Академия отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Некоторые из дворян не слишком жаловали Академию из-за того, что «в оной много подлости», то есть простонародья.

Славяно-греко-латинская академия

Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы просто прокормиться. Такова была участь и знаменитого выпускника академии Михаила Васильевича Ломоносова.

По характеру своего образования академия была подобна западноевропейским университетам, которые выпускали не только богословов, но и специалистов для государственной службы, переводчиков, медиков, преподавателей, работников типографий - «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), причем не только для России, но и для других славянских стран.

Весь академический курс продолжался около 15 лет. Начинался он с подготовительного класса, который назывался «школой словенского книжного писания», где обучали русской грамоте. После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», где изучали славянскую и греческую грамматику и латынь. Успешно окончившие этот курс приступали к высшей ступени обучения, на которой преподавание шло только на греческом языке. Здесь изучали пиитику, риторику, логику, диалектику, богословие и физику.

Лихуды сами составляли учебники по всем основным предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, например, в учебниках логики и физики они ориентировались на Аристотеля, который был тогда главным авторитетом в европейской науке.

Братья Лихуды

Позже они основывают в Великом Новгороде вторую высшую школу, которая впоследствии была оценена как образцовая. Выпускники Новгородской школы открывают учебные заведения в Переславле, Коломне, Туле, Орле и становятся распространителями просвещения для многих городов России.

По материалам из открытых источников СМИ