ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВКЛАД АЛЕКСАНДРА ГЕРЦЕНА

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка». Александр Герцен

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – философ, писатель и публицист, русский либерал, подаривший современникам и будущим поколениям воспоминания «Былое и думы», яростный критик крепостного права и основатель бесцензурного книгопечатания. Александр Герцен стал одним из ярчайших символов революционной борьбы начала ХХ века. Его литературное наследие оставалось под запретом до 1905 года, дождавшись своего часа после октябрьских событий.

Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами.

Александр Иванович считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Считал, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. В произведении «Кто виноват?» - он показал, как в условиях крепостничества юноши, воспитанные на прогрессивных идеях, становятся «лишними людьми».

Главная задача воспитания, по мнению Герцена, это формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа. Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине. Большое значение придавал науке, добивался распространения просвещения и знаний среди народа. Александр Иванович протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны были предоставлены условия для свободного развития. Воспитателям следует опираться на врожденные склонности детей к общению. Развивать в них общественные стремления и наклонности. Установление дисциплины – необходимое условие правильного воспитания. Но в то же время Герцен боролся против подавления детской воли.

На протяжении жизни Герцен беспощадно и последовательно боролся против антинародной, реакционной правительственной политики в области просвещения, критиковал крепостническую систему воспитания и образования молодого поколения.