СТАНИСЛАВ ШАЦКИЙ: ПЕДАГОГ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали»

Одним из виднейших представителей педагогической мысли, оставивших свой след в истории образования является Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся российский и советский педагог-экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Педагогической деятельности Шацкого предшествовали многие годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения.

Свой жизненный путь он определил: педагогика, образование, дети.

  В начале творческого пути важной стала встреча молодого педагога с архитектором Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из заграничной поездки и предложившим реализовать на российской почве аналог просветительного общества по работе среди детей и взрослых «Сетлемент» (sentlement – поселение).

Первой попыткой реализации этой идеи стало создание в 1905 г. первых внешкольных учреждений для детей в России. Так начала свою работу Щелковская коммуна-колония с трудовым и художественным образованием и воспитанием, детским самоуправлением.

Поэтому в проекте российского «Сетлемента», который С.Т. Шацкий назвал своим «первым педагогическим делом», реализовывалась идея «детского царства», в котором все подчинялось главной цели: создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития детей. Здесь вместе с попыткой включиться в процесс поисков и реализации идей мировой педагогики, положены основополагающие идеи и традиции отечественной педагогики: общественно-полезный труд, детское самоуправление, неподдельный интерес к личности детей, повседневный и повсеместный учет их интересов, запросов.

В 1911 году член общества «Детский труд и отдых», известный общественный деятель М.К. Морозова предложила С. Т. Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию, которая получила название «Бодрая жизнь». Непосредственной целью её создания была организация летнего отдыха членов Марьинского клуба, приобщение детей к труду, самоуправлению, всемерное развитие их творческих способностей.

Октябрьские события 1917 г. повергли С. Т. Шацкого в глубокое сомнение. Он считал большевиков разрушителями культурных ценностей и идеалов, выступал против идеи классового воспитания и отказался от предложения А. В. Луначарского войти в руководство Наркомпросом.

Но вскоре Шацкий со своими коллегами нашли своё место в обществе и в новых условиях. В 1919 г. Наркомпрос одобряет его проект о создании Первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата по образованию, и Станислав Теофилович приступает к работе по руководству ею.

Особую заботу С. Т. Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих в состав станции.

В 1932 году Станислав Теофилович был назначен директором Московской консерватории и, как мог, проводил там в жизнь свои идеи: ввёл преподавание педагогики, организовал при консерватории школу-интернат для одаренных детей и Школу высшего художественного мастерства К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат основные труды: «Годы исканий», «Бодрая жизнь», названия которых символичны, они как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.