Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ – «отец русской авиации»

(1847-1921)

«Когда человек прошёл уже большую часть своего жизненного пути, тогда перед его умственным взором невольно встаёт то, что составляло главное содержание его жизни. Для меня главный жизненный интерес сосредоточен на излюбленной мною науке – механике», - так охарактеризовал свою деятельность Николай Егорович Жуковский.

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии. Отец его работал инженером на строительстве Нижегородской железной дороги. Николай очень рано научился читать: увлекался произведениями Ч. Диккенса, В. Скотта, Ж. Верна. В 1858 году Н. Жуковский поступил в четвёртую Московскую гимназию. Начиная с третьего класса, он выделялся как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета. С первого года пребывания в университете он участвовал в занятиях математического кружка. В 1868 году Николай Жуковский окончил университетский курс, его интересы сосредоточились на механике. В 1870 году он стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. А вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище. В 1876 году вышла в свет первая научная работа Н.Е. Жуковского «Кинематика жидкого тела». Эта работа была представлена для  соискания магистерской степени. Защита прошла успешно.

После защиты диссертации Жуковский уезжает в командировку за границу. Там он слушал знаменитых Гельмгольца, Кирхгофа в Берлине, сблизился в Париже с виднейшими русскими учёными того времени: Андреевым, Яблочковым. Здесь Н.Е. Жуковский начинает заниматься исследованием движения воздушных потоков. В 1882 году Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». В 1888 году он занял кафедру прикладной механики в университете. Он стал деятельнейшим членом всех научных обществ в Москве. Он развернул экспериментальную работу, собрал большой коллектив учеников и последователей. Николай Егорович непрерывно занятый научной работой, создавал вокруг себя атмосферу напряжённого труда и здорового оптимизма. Исследования проводились в области гидромеханики и аэромеханики. Аэромеханику Николай Егорович основал как самостоятельную науку. В 1892 году в своей статье «О парении птиц» он объяснил, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростёртыми крыльями, и доказал что можно построить аппараты для искусственного парения. В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Именно там Жуковский сделал своё главное открытие – нашёл источник подъёмной силы крыла и дал формулу для расчёта этой силы. Так стал возможен математический расчёт любого летательного аппарата. Учёный также разработал теорию крыла самолёта, методы расчёта воздушных винтов и динамики полёта. В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов.

Во время войны 1914-1818 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился в расчётно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолётов. Здесь Жуковский начал читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского. В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолётостроения. Именно там был разработан самолёт АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелёт в Америку.

По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано авиационное учебное заведение - Московский авиационный институт (МАИ), а также Военно-воздушная академия, которая теперь носит его имя. 

Вся научная деятельность Н.Е. Жуковского показывает, что он удивительно полно и отчётливо сознавал технические нужды развивающегося человеческого общества. Жуковский дал авиационной технике теорему о подъёмной силе, создал теорию воздушного винта, изобрёл серии теоретических профилей.

Литература:

Артёмов, В.В. Русские учёные и изобретатели / В.В. Артёмов. – Москва, РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

Самин, Д.К. 100 великих учёных / Д.К. Самин.- Москва, ВЕЧЕ, 2000. – 592 с.

Исследователи и учёные России: справочник / сост. В.В. Шевченко – Москва, ВЕЧЕ, 2010. – 176 с.