6+
Меню сайта

Наш опрос
Легко ли Вам ориентироваться в библиотеке?
Всего ответов: 27

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации


GISMETEO: Погода по г.Анапа

Праздники России

Николай Николаевич Дроздов

 (20 июня 1937 года)

Николай Николаевич Дроздов – советский и российский ученый-зоолог и зоогеограф, доктор биологических наук, кандидат географических наук, профессор МГУ, академик РАЕН, общественный деятель, теле- и радиоведущий, неутомимый путешественник, сценарист, писатель и журналист, автор более 200 научных и научно-популярных статей и около тридцати книг.  С 1975 года Николай Дроздов является ведущим телепередачи «В мире животных».

    

Николай Николаевич Дроздов родился в семье ученых, его отец – Николай Сергеевич Дроздов – был профессором-биохимиком. Еще учась в школе, Николай Дроздов работал табунщиком на подмосковном конном заводе. После школы поступил на биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, но отучившись два года, ушел работать на швейную фабрику, чтобы доказать, что может зарабатывать сам. Проработав два года и став мастером по пошиву мужской верхней одежды 7-го разряда, Дроздов вернулся в университет, окончил географический факультет МГУ, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию и с 1968 года работает на кафедре биогеографии этого факультета.

Хорошо известна серия его книг «В мире животных», которую он совместно с Алексеем Макеевым написал по материалам одноименной передачи. Книги получились живые, наполненные интересными фактами и поучительными историями, ведь авторы – замечательные рассказчики. Любители фауны узнали из них много интересного, в том числе получили ответы на самые неожиданные вопросы: прячет ли страус голову в песок? Как кричат новорожденные крокодильчики? Почему лоси не ходят под седлом? Можно ли дрессировать пчел?

В книге «Полет бумеранга» Николай Николаевич делится впечатлениями об одном из своих путешествий – по Австралии. Этот материк, получивший еще название Пятого континента, примечателен тем, что весь он лежит в границах одной страны, принявшей на себя имя материка – Австралия. «Самое замечательное, самое впечатляющее и уникальное – это удивительная природа Австралии, ее растительный и животный мир, миллионы лет формировавшийся в условиях изоляции от флоры и фауны других континентов… Высокоствольные эвкалиптовые леса, засушливые акациевые редколесья, заросли древовидных папоротников, высокие, ярко-красные песчаные гряды – все это можно найти в разных районах обширного материка. Поражают воображение, будто изваянные сказочным скульптором, причудливые скалы, останцовые горы, живописные арки и гроты на морском побережье».

В книгу Дроздова «В мире людей и животных» вошли анекдоты, шутки, забавные истории о животных и о людях, которые их изучают. Остроумные байки свободного содержания перемежаются с поучительными рассказами о природе. Текст прекрасно дополняют памятные фотографии и веселые карикатуры его друзей-художников.

Николай Николаевич Дроздов активно выступает в защиту животных и за сохранение их среды обитания, многие годы плодотворно сотрудничает с отечественными и международными природоохранными организациями, поддерживает организации и лиц, способствующих охране природы.

    

Дроздов, Н.Н. В мире людей и животных [Текст]: Забавные истории и анекдоты / Николай Дроздов. – Москва: Вече, 2013. – 304 с.: ил.

Дроздов, Н.Н. Полет бумеранга [Текст] / Николай Дроздов. – 2-е изд., доп. - Москва: Мысль, 1988. – 219 с.: ил.


Юрий Дмитриевич Дмитриев

 (1925–1989)

Природа всегда была для человека не только средой, в которой он живет, но и главным источником существования. Люди тоже часть природы. Многие из нас осознают, что природа – не только источник материальных благ, но и вечный источник красоты. И в том, что мы все больше и лучше стали это понимать, огромная заслуга писателей, пишущих о природе, таких, как Юрий Дмитриевич Дмитриев. Каждая написанная им книга отражает его личность, его отношение к окружающему миру.

Советский писатель-натуралист Юрий Дмитриевич Дмитриев родился в 1925 году в Москве в семье врача. В 1941 году, как и большинство шестнадцатилетних москвичей, участвовал в строительстве укрепленных рубежей, пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст, был членом комсомольского отряда.

После войны Юрий Дмитриев работает в газете «Московский комсомолец», одновременно оканчивает филологический факультет Московского государственного университета и становится преподавателем русского языка и литературы в школе. Он был хорошим учителем и хорошим педагогом, его любили ученики и ценили коллеги, и сам он любил свое дело и считал его главным в жизни. Дмитриев подготовил очень интересную, по отзывам специалистов, кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой он анализировал преемственные связи в творчестве Виталия Бианки, Максима Зверева, Николая Плавильщикова, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина, опубликовал в журнале «Начальная школа» статьи, посвященные творчеству Бианки, Чарушина и Чаплиной.

В детстве Юрий Дмитриев не думал о профессии биолога, не мечтал о писательской деятельности. Он играл в футбол, не пропускал ни одного нового кинофильма, занимался боксом, участвовал в художественной самодеятельности. Любил запускать воздушные змеи, проявлял определенные склонности к физике и математике.

И все-таки самым любимым его занятием было хождение в лес, в рощу, которая находилась недалеко от дома. А в доме были аквариумы с рыбками, и собаки, и птицы, и мелкие зверушки. Причем птицы и зверьки жили не в клетках, а свободно летали или бегали по квартире, чувствуя себя полноправными членами большой и дружной семьи. Попадали животные к Юре больными или ранеными, полузамерзшими или погибающими от голода, здесь выздоравливали, крепли и снова возвращались в родную стихию. А еще у Юры было много книг о природе.

Прошло детство, наступили тяжелые и суровые годы. Но где бы ни был и чем бы ни занимался Юрий Дмитриев – работал в газете или в комсомоле, пробовал ли свои силы в театре или учил детей, - на всю жизнь он сохранил горячую любовь и нежную привязанность к природе. Но не это определило его дальнейшую профессию, а эпизод, который, как считает сам Дмитриев, определил его дальнейшую судьбу.

Однажды, гуляя по лесу, Юрий Дмитриев увидал трех мальчишек, явно собиравшихся дать трепку четвертому. Дмитриев, конечно, вмешался и выручил мальчишку, но тут выяснилось, что этот, четвертый, разоряет птичьи гнезда и товарищи поймали его на месте преступления. Да, юный браконьер заслуживал порядочной трепки, но Юрий Дмитриев понимал, что трепка – не выход. Дмитриеву захотелось найти какой-нибудь действенный и активный способ защищать природу от браконьеров, просто от несознательных людей. И вот родился замысел повести. И не просто повести о природе, а такой, которая помогла бы миллионам мальчишек и девчонок, тем, кто страстно любит природу и болеет за нее душой. Защищать ее.

И вскоре на страницах газеты «Московский комсомолец» появилась повесть «Зеленый патруль». Эта повесть породила всесоюзное движение «зеленых патрулей». В повести было продумано все, вплоть до структуры отрядов, вплоть до сигнализации и знаков различия – нарукавных повязок. Ребята многое усовершенствовали, дополнили, переделали и писали об этом Юрию Дмитриеву. А он вносил предложения ребят в свою книгу. Повесть «Зеленый патруль» неоднократно переиздавалась, а в 1961 году по ней режиссером Глебом Нифонтовым был снят одноименный фильм.

Эпизод в лесу был лишь толчком к началу писательской деятельности Юрия Дмитриева, успех повести у читателей, а затем у зрителей вдохновил его на новые книги. Хотя и писал он очерки и даже лирические рассказы для взрослых, историко-биографические книги об ученых и исторических деятелях, но главной темой  творчества Юрия Дмитриева стал мир природы и место человека среди природы. Неповторимость и оригинальность его книг состоит в том, что он обладает счастливой способностью сочетать в своем творчестве художника и ученого: его книги ярки, образны, поэтичны и в то же время достоверны, написаны на высоком научном уровне.

Многотомной энциклопедии Юрия Дмитриева «Соседи по планете» в 1982 году была присуждена Международная Европейская премия.

Одна из его книг называется «Большая книга леса», взяв ее в руки, мы оказываемся в совершенно незнакомом, необычном лесу. Причем удивительные незнакомцы – это самые обычные незабудки и анютины глазки, голубика и жимолость, береза и клен, божья коровка и кузнечик, синица и дятел, зяблик и заяц, ежик и летучая мышь. Писателю симпатично все живое, что есть в этом обычном и в то же время необычном лесу. Ему радостно от тиньканья синицы, стрекотанья кузнечиков, стука дятла, шелеста листьев, шороха травы, запаха медуницы – от всего этого поразительного мира, в который надо постоянно всматриваться, открывая в нем все время что-то новое, красивое и удивительное.

В книге «Если посмотреть вокруг…» помещена научно-художественная повесть с необычным названием – «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?». В ней много забавных сценок и веселых страниц, но посвящена она серьезной теме – «языку животных». Автор доходчиво рассказывает о языке запахов и света, языке движений и цвета, языке звука и танца.

Но Юрию Дмитриеву, посвятившему свое творчество природе, приходится говорить не только о гармоническом многообразии природы, не только о том, как прекрасен лес и как удивительны его обитатели. Голос автора становится гневным, когда он говорит о большом количестве зверей и птиц, убитых, уничтоженных ради наживы, ради забавы или вообще безо всякого смысла. По убеждению Дмитриева, каждый человек может и обязан относиться ко всему живому с уважением, интересом и любовью.

В книге «Если посмотреть вокруг…», одна из глав заканчивается словами: «Сильные всегда добрые». Писатель и критик Лев Эммануилович Разгон писал: «Книги Юрия Дмитриева призывают читателя: «Люди, вы сильные! Будьте благородными! Будьте добрыми к тем, кто слабее вас!»

Все творчество Юрия Дмитриевича Дмитриева пронизано громким и страстным призывом сберечь не только для себя, но и для будущих поколений прекрасный мир природы, мир, без которого не может быть жизни на Земле.

Дмитриев, Ю.Д. Если посмотреть вокруг… [Текст]: повести / Юрий Дмитриев. – Москва: Детская литература, 1976. – 319 с.: ил. + 7 л. ил.

Дмитриев, Ю.Д. Соседи по планете: Земноводные и пресмыкающиеся [Текст]: повести / Юрий Дмитриев. – Москва: Детская литература, 1978. – 272 с.: ил. + 40 л. ил.


Алексей Константинович Толстой

 (05 сентября 1817 года – 10 октября 1875 года)

Творчество Алексея Константиновича Толстого проникнуто любовью ко «всему земному», к русской природе, к родине.

«Кто хочет понять поэта, тот должен побывать на его родине». Родина Алексея Константиновича – древняя черниговская земля с ее дремучими лесами, сохранившими дух былинных времен, и ее степями, помнившими древнерусских витязей. Алексей Константинович ясно и точно изображал пленительную красоту природы, умел схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи.

«Сейчас только вернулся из лесу, где искал и нашел много грибов, - писал Толстой своей жене. – Мы раз как-то говорили о влиянии запахов и до какой степени они могут напомнить и восстановить в памяти то, что забыто уже много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают всего больше этим свойством. А впрочем, может быть, мне это так кажется, потому что я провел все детство в лесах. Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидал перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста».

В послании к Сергею Тимофеевичу Аксакову А. К. Толстой говорит о любви к «ежедневным картинам» родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, а не об «иной красоте», которую он ощущает за всем этим. Особенно привлекала Толстого - поэта оживающая и расцветающая весенняя природа, которая в его стихотворениях воздействует на нашу душу, исцеляет нас от душевной боли, вселяет в нас оптимизм:

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья.

Стихотворный язык Алексея Константиновича одновременно и красочен, и ясен. Сочетание зрительных и слуховых образов придает его стихам высокую жизненную достоверность.

В стихотворении «Край ты мой, родимый край…» всего восемь строк, но как велика их поэтическая выразительность!

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Конским бегом подсказан порывистый ритм стиха. Дважды произнесенное «Гой ты» создает ощущение широты и размаха. Задушевным напоминанием о любви, о нежности звучит полночный свист соловья, но тут же слышится и нота тревоги – волчий голос. Скачет на воле конь, а над степью-то – тучи, а в степи-то орлиной – ветер!.. Перед нами возникает волнующий образ России, исполненный обаяния и мощи.

Алексей Константинович Толстой всю свою жизнь испытывал сильное влечение к поездкам по России, по северным и южным ее губерниям, по заросшим травой проселкам. И в пути рождались новые и новые строки:

По гребле неровной и тряской,

Вдоль мокрых рыбачьих сетей,

Дорожная едет коляска,

Сижу я задумчиво в ней, -

Сижу и смотрю я дорогой

На серый и пасмурный день,

На озера берег отлогий,

На дальний дымок деревень…»

На страницах журнала «Отечественные записки» было написано:

«Стих так прост, что едва поднимается над прозою; между тем поэтическое впечатление совершенно полно».

Эти слова можно отнести ко всему поэтическому наследию Алексея Константиновича Толстого. Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого не в причудливом образе и необычном словосочетании, а в непосредственности чувства, задушевности тона.

Лирика А. К. Толстого оказалась хорошим материалом для музыкальной обработки. Больше половины всех его лирических стихотворений положены на музыку, многие из них по нескольку раз. Музыку к стихотворениям Алексея Константиновича писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рубинштейн, Кюи, Танеев, Рахманинов. А Петр Ильич Чайковский писал о нем: «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов» (письмо к Н.Ф. фон Мекк).

        

Толстой, А. К. Сочинения [Текст]: В 2-х т. Т.1. Стихотворения / Алексей Константинович Толстой; вступ. ст. И. Г. Ямпольского. – Москва: Художественная литература, 1981. – 589 с.

Толстой, А. К. Избранное [Текст] / Алексей Константинович Толстой; вступ. ст. А. Тархова. – Москва: Правда, 1986. – 480 с.

  

Толстой, А. К. Звонче жаворонка пенье… [Текст]: Лирика / Алексей Константинович Толстой; вступ. ст. К. П. Орешина. – Москва: Детская литература, 1970. – 143 с.: ил.

Толстой, А. К. Колокольчики мои… [Текст] / Алексей Константинович Толстой. – Москва: Малыш, 1982. – 8 с.: ил.

Толстой, А. К. Стихотворения [Текст] / Алексей Константинович Толстой. – Москва: Детская литература, 1987. – 64 с.: ил.

1 2 3 4

Поиск

Вход на сайт

Необходимые ссылки
 






Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Полезные страницы

САЙТ КУЛЬТУРЫ АНАПЫ

САЙТ МБУК "АНАПСКАЯ ЦБС"

НАША ГРУППА

ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ КРАЙ

 
Электронный ресурс Российской государственной детской библиотеки
 
 
 


При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ДЮБф1 обязательна.
ДЮБ МБУК "Анапская ЦБС"© 2017