6+
Меню сайта

Наш опрос
Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в библиотеке?
Всего ответов: 27

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации


GISMETEO: Погода по г.Анапа

Праздники России

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (Мамин)

 (06 ноября 1852 года – 15 ноября 1912 года)

Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка называют певцом уральской природы. Он с детства до последних дней оставался верным и любящим сыном родного Урала, которому посвятил свои самые лучшие, близкие сердцу произведения. Знал, чувствовал, ощущал близость к загадочной и суровой природе Урала. «Милые далекие горы, - вспоминает Дмитрий Наркисович уже в конце жизненного пути. – Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменные кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет лес».

Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка  составляют рассказы и сказки для детей. Именно в них писатель отобразил мудрый добрый взгляд на природу и «меньших братьев». Трогательны в своих повседневных житейских заботах, в постоянной борьбе за существование Козявочка, Комар Комарович, Муха, старый Воробей, Ворона. Читая рассказы и сказки Дмитрия Наркисовича, дети получают ненавязчивый урок доброты. Учат сочувствовать всему живому и бережно относиться к природе такие герои как старик Елеска, видящий в своей собаке настоящего друга, сторож на рыбацкой стоянке Тарас, спасший раненого лебедя, Емеля – охотник, пожалевший маленького олененка, которого он долго выслеживал, чтобы добыть мяса больному внуку.

 «Детская книга, - говорил писатель, - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

В 1894 году Мамин-Сибиряк выпустил сборник рассказов «Детские тени» - о бедственном положении детей. Бледные, худенькие, жалкие на вид, они напоминают цветы, выросшие в подвале без солнца. Природа в этих рассказах – живой и жизнетворный персонаж, подчеркивает крайнюю безысходность людей и одновременно пробуждает особенную нежность и теплоту к ним. Все любимые писателем персонажи отличаются своим особым чувством восприятия природы, они как бы сливаются с природой. Единство с ее красками, голосами, запахами, с ее внутренней жизнью свойственно им. Например, старик Тарас (рассказ «Приемыш») душой постиг «всякий обычай лесной птицы и лесного зверя»; он счастлив в общении с птицей, озером, лесом, небом, ценит открытость, неподвижное богатство красок, способность природы успокоить, насладить голодающую без ласки душу. А рассказ старика о том, как лебедь, его Приемыш, тяжело расставался с ним, улетая со стаей сородичей, открывает трепетное, противоречивое состояние души человека, способного на большую самоотверженную любовь. Улетел лебедь, издав по-своему крик прощальный. Старик и собака его, Соболько, страдают. Но оба понимают: у каждого живого существа свое предназначение, своя дорога.

Пейзаж, как и портрет героев, живописен, изменчив, переходы одного оттенка к другому гармоничны изменению состояния души персонажа. Например, у Елески («Зимовье на Студеной») с наступление зимы возникают сложные душевные переживания. Первые кружащиеся в воздухе снежинки радуют его. Радость сменяется тоскливым чувством. Охваченный воспоминаниями, он долго смотрит «на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходящий на сотни верст туда, к студеному морю», и думает «свою тяжелую стариковскую думу». А вот, к примеру, картина дождливого летнего дня в лесу. Под ногами ковер из прошлогодней палой листвы. Деревья покрыты дождевыми каплями. Они сыплются при каждом движении. Но выглянуло солнце – и лес загорелся алмазными искрами: «Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем» (рассказ «Приемыш»). Яркий, солнечный пейзаж гармонирует с оптимистическим восприятием окружающего мира.

А какие живые картины природы в сказке «Серая Шейка», с какой любовью они описаны! Вот быстрая и говорливая лесная речка; белый снег искрится алмазами под лучами солнца. А как поэтично рассказано о приходе зимы: «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом».

Читая «Лесную сказку», волнующую историю гибели старой ели и ее молодого потомства, еще больше проникаешься любовью к родной природе, к нашему чудесному русскому лесу. Разве можно оставаться равнодушным, когда вырубают леса, нисколько не заботясь о том, что будет дальше в этих краях: не высохнет ли речка, не зачахнут ли кусты и травы, не погибнут ли животные. «Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали, как из свежих ран сочились слезы: они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит слишком большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!..»

Много лет назад написаны эти строки, но и сегодня они актуальны и призывают нас беречь зеленый мир природы.

Первый опубликованный им детский рассказ «Емеля-охотник» (1884) был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ «Зимовье на Студеной» («Мир божий», 1892) писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт-Петербургского комитета грамотности.

В 1896 году вышли отдельной книгой «Аленушкины сказки», которые писатель сочинял для больной дочери, получившие широкую известность и переведенные на многие языки мира. «Аленушкины сказки» близки к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят в них языком людей, рассуждают о жизни людей, имеют свой характер: заяц труслив, медведь силен, но неуклюж; воробей прожорлив, нахален; комар назойлив. Оберегая маленькую больную слушательницу, Мамин-Сибиряк исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. Он придает сказкам исключительно светлый, жизнерадостный колорит действия в сказках, сюжеты строятся на веселых, забавных происшествиях. В сказках, в отличие от рассказов, дана скупая, но очень точная зарисовка пейзажа. «Солнце сделалось точно холоднее, а день короче. Начались дожди, подул холодный ветер» - вот и вся картина поздней осени («Сказка про Воронушку…»). Исключение – поэтический  сон Аленушки: «Солнышко светит, и песочек желтеет, и цветы улыбаются». Они окружают кроватку девочки пестрой гирляндой. «Ласково шепчет, склонившись над ней, зеленая березка» («Пора спать»).

Животные живут просто, естественно в окружающей их среде, во взаимосвязи с природными условиями, к которым они приспособлены. Все это раскрыто живо, часто через диалог. Ерш приглашает Воробья: «Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах… Вода стоит тихо, всякой водяной травы сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками». В «Сказке про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку» маленькая Канарейка погибает от зимних холодов, тогда как Ворона чувствует себя прекрасно в этой обстановке. Неумение или невозможность приспособиться к окружающей среде грозит смертельной опасностью. Так случилось и с Серой Шейкой, со старым Воробьем, не сумевшим подготовиться к наступлению зимы.

Мамин-Сибиряк не скрывает от детей темных сторон жизни, в отличие от многих детских писателей, он не отказывается от трагических финалов. Например, гибелью обоих героев – пса Музгарки и его хозяина старика Елески заканчивается рассказ «Зимовье на Студеной», умирают маленькие герои рассказов «Вертел» и «Кормилец», даже в произведениях для самых маленьких показана гибель Канарейки, попавшей из комнатного тепла на улицу и старого Воробья, изнемогшего в борьбе с жизненными невзгодами. Острые ситуации в сказках правдивы.

Раскрывая законы животного и растительного мира, Д. Н. Мамин-Сибиряк расширяет познания детей, активизирует внимание, наблюдательность. «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Серая шейка», «Аленушкины сказки» многие поколения научили добру, милосердию, любви и состраданию ко всему животному.

      

Бестужева-Лада, С. Мамин-Сибиряк. Забытый классик [Текст] / Светлана Бестужева-Лада // Смена. – 2015. – №9. – С. 126 – 134.

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Аленушкины сказки [Текст]: рассказы и сказки / Дмитрий Мамин-Сибиряк. – Москва: Детская литература, 2005. – 271 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Зимовье на Студеной [Текст]: рассказы / Дмитрий Мамин-Сибиряк. – Москва: Советская Россия, 1978. – 48 с.: ил.

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Рассказы и сказки [Текст]: рассказы и сказки / Дмитрий Мамин-Сибиряк. – Москва: Детская литература, 1977. – 175 с.: ил.

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Серая Шейка [Текст]: рассказ / Дмитрий Мамин-Сибиряк. – Москва: Детская литература, 1999. – 16 с.: ил. – (Книга за книгой).


Александр Николаевич Формозов

 (13 февраля 1899 года – 22 декабря 1973 года)

Имя Александра Николаевича Формозова хорошо известно биологам не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Советский биогеограф, эколог, зоолог и художник-анималист, доктор биологических наук (1935), профессор (1935) Формозов общепризнан как мастер экологического анализа взаимосвязей между животными и природной средой. Являясь автором книг «Колебания численности промысловых животных», «Птицы и вредители леса», «Териология» и двухсот других работ, он внес заметный вклад в развитие зоологии в СССР.

Для более широкого круга читателей Александр Николаевич Формозов написал «Шесть дней в лесах», «В Монголии», «Спутник следопыта», очерки в журналах «Юный натуралист», «Природа», «Охота и охотничье хозяйство», в которых проявил себя как писатель-натуралист и художник. Все его книги и многие статьи иллюстрированы им самим.

Свои чувства от соприкосновения с природой, не входившие в рамки научных публикаций, Александр Николаевич передавал в своих популярных книжках и очерках. Отдавая много сил охране природы, защите наших лесов, рек, заповедников (в 30-40-х годах эта борьба была неизмеримо труднее), он прекрасно понимал, что решение этих проблем лежит не только в сфере законодательства. Законы могут быть совершенными, но, если у людей нет любви к родной природе, никакие распоряжения цели не достигнут. Значит, надо привить людям любовь к окружающим их лесам и полям, к обитающим там «братьям нашим меньшим». Помочь этому может научно-популярная литература. В первую очередь автор обращался к молодежи, потому что считал, что в ее руках будущее нашей природы, и она  восприимчивее, чем взрослые.

Популяризацией науки Александр Николаевич занимался около полувека. За 1924-1930 гг. вышло в свет 10 научно-популярных книг, три из них в те же годы были переизданы. В эти годы он занимался и научными изысканиями, и художественным творчеством, и живописью, и графикой, и везде чувствовались и глубокое проникновение в жизнь природы, и искренняя любовь к ней. В этот период Формозов был еще и художником Дарвиновского музея, участвовал в выставках.

Позднее, сосредоточившись на научных исследованиях, Александр Николаевич не писал популярных книг, а лишь переработал для переиздания «Спутник следопыта» и «Шесть дней в лесах» и охотно участвовал в научно-популярных журналах. В 50-60-х Формозов вернулся к научно-художественному творчеству. Он был уже не молод и не здоров, спешил закончить начатые научные исследования, но никогда не отказывался написать что-нибудь для «Охоты и охотничьего хозяйства» или «Природы», для «Охотничьих простором», «Недели». Тут и воспоминания о детстве на Волге, и рассказ о летней студенческой практике, и очерки о животных, о временах года. Ученый хотел поделиться мыслями, чувствами, наблюдениями не только со специалистами, но и с широким кругом читателей. Сопровождая с детских лет отца при его походах в заволжские леса сначала без ружья, а потом и с собственным ружьем, он воспринял от отца и охотничью страсть, и любовь к природе. Тогда же Александр Формозов впервые прочел книжки о животных канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В 1912 году вышла книга «Жизнь леса» молодого русского биолога Сергея Ивановича Огнева, которая тоже произвела на гимназиста Александра Формозова большое впечатление. Недаром через десять лет, сразу по приезде в Москву, он пришел в Московский университет к профессору Огневу. В том же 1922 году он написал письмо о своих планах Сетон-Томпсону.

С одиннадцати лет Александр Формозов вел дневники наблюдений за жизнью природы, перемежая записи рисунками зверей, птиц, следов, перерисовывая иллюстрации Сетон-Томпсона к его книгам. Впоследствии некоторые наблюдения и зарисовки перешли со страниц дневников в научные и популярные книги Формозова. В одном из своих очерков Александр Николаевич писал: «Сейчас, перелистывая старые дневники, я нахожу немало ошибок, досадных пропусков и недоделок. Это записи начинающего любителя, … тогда приходилось двигаться вперед на ощупь, не имея нужных книг и советов знающих людей. Сейчас зачастую я уже не просто наблюдаю, надеясь на удачу, которая даст возможность увидеть новое и интересное, а действую наверняка, обдуманно ставлю природе вопросы. И нередко заранее знаю, как и что она ответит. Летописи природы ведут не только с целью сохранить для науки сведения о минувших событиях. Изучая прошлое, биологи имеют возможность видеть далеко вперед, предугадать многие явления в природе. Умение давать прогнозы, предвидеть очень важно для сельского хозяйства и рыболовства, для борьбы с вредными животными и пушного промысла».

В своих воспоминаниях о детстве Александр Николаевич часто возвращается в заволжские родные места: «В зимнее время мертвым и безжизненным кажется наш лес, особенно в ветреную и снежную погоду, когда в унылом шелесте несущихся снежинок, в тоскливом скрипе раскачивающихся стволов и мерзлых отвердевших ветвей теряются немногие голоса оставшихся на зимовку животных. Черной стеной стоят ельники Заволжья, колоннадами поднимаются вверх к пурге, несущейся над кудлатыми вершинами, красноватые стволы сосен, ходит ходуном тонкое плетение ветвей березняков, неподвижно распростерты синеватые ветви дубов нагорных дубрав». То, как рассказывает о природе Формозов, ценили в его книгах известные писатели-натуралисты Михаил Михайлович Пришвин, Владимир Клавдиевич Арсеньев, Эрнест Сетон-Томпсон. 

Во второй части «Записок натуралиста: от Мурмана до Каспия» Александр Николаевич Формозов знакомит нас с Дальним Востоком, «заманчивой страной синих сопок с непролазной маньчжурской тайгой, плодородных равнин, бурных речек, летних проливных дождей и холодной малоснежной зимы»: «…смешанная пестрая фауна так густо и обильно населяет леса Уссурийского края, что издавна стремились сюда охотники – промысловики Сибири, не боясь один на один повстречаться с тигром или леопардом. Сто лет назад там, где стоит сейчас Владивосток, ежегодно погибало от тигров несколько десятков человек. Я еще застал стариков охотников, которым на своем веку посчастливилось убить по десяти-пятнадцати тигров и помногу десятков медведей. Но уже редким стал теперь тигр, и трудно увидать даже его следы. Жадные охотники едва не уничтожили редкую антилопу-горала, пятнистого оленя и дорогого соболя. Лишь организация Сихотэ-Алинского заповедника спасла их и других животных. Под надежной охраной начал размножаться соболь и спокойно пасутся пятнистые олени». Большинство научно-популярных работ Александра Николаевича Формозова не переиздавалось. Между тем они не утратили познавательного интереса и в наши дни, когда особое значение придается проблеме охраны природы.

Формозов, А.Н. Среди природы [Текст]: избранные произведения / Дмитрий Мамин – Сибиряк. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 1978. – 264 с.: ил.


Леонид Леонидович Семаго

 (08 февраля 1928 года – 24 июля 2008 года)

Леонид Леонидович Семаго настоящий профессиональный ученый, зоолог, писатель-натуралист, педагог. Член Союза писателей СССР (1988), почетный член Союза охраны птиц России (1997), лауреат премии ЮВЖД имени А. П. Платонова (2001), почетный гражданин Воронежа (2004). Всю свою жизнь он посвятил изучению птиц и зверей и написал об этом множество научных статей и интересных книг для детей и взрослых.

Хотя и родился Леонид Леонидович в Рязанской области, но после переезда семьи в 1930 году в г. Воронеж, он стал настоящей родиной для Семаго, где он прожил всю свою жизнь.

 «Мое детское увлечение птицами началось встречей с золотистой щуркой в небольшом карьере кирпичного завода на городской окраине. Знакомый, как и большинство горожан, лишь с обычными птицами улиц и скверов, я был поражен красотой полета и нарядом радужно-пестрых птиц. Увлечение стало профессией орнитолога», - писал в своем дневнике автор.

В 1946 году Семаго поступил в ЛГУ имени А. А. Жданова на геологоразведочный факультет, однако крайняя нужда и голод не позволили продолжать учёбу в ЛГУ, и он решил вернуться домой, в Воронеж. Но мест на геологоразведочном факультете Воронежского госуниверситета не было, и Леониду Семаго пришлось подавать документы на биофак. Биология оказалась призванием на всю жизнь.

Окончив биолого-почвенный факультет (1951) и там же аспирантуру, Леонид Леонидович с 1951 по 1954 гг. работал на противочумной станции (Челкар, Актюбинская область, Казахская ССР). Он многие годы работал доцентом кафедры зоологии позвоночных Воронежского государственного университета, был кандидатом биологических наук, автором около 150 научных работ, в том числе монографии «Птицы юго-востока Черноземного центра» (совместно с И. И. Барабаш-Никифоровым, 1963), а также многочисленных научно-популярных книг: «Очерки живой природы» (1972, 1974), «Сто свиданий с природой» (1975, 1976), «Аристократы неба» (1981), «Зеленая книга леса» (1983), «На речных берегах» (1985), «Перо ковыля» (1986), «Черная щука» (1988) «Гнездо над крыльцом» (1989), «Золотая флейта» (1990), «Птицы России» (1992), «Птицы» (1994), «Бежал по снегу еж» (2004).

Леонид Леонидович Семаго часто выступал в прессе с материалами экологического характера, с 1960-х годов вёл на воронежском радио авторскую рубрику о природе. В 1996 - 2001 Семаго создал неповторимый цикл телевизионных передач на Воронежском телевидении «Этот мир придуман не нами». Им было снято 72 видеофильма (из задуманных 100), которые неоднократно завоёвывали призовые места на фестивалях в России и за рубежом и показывались в школах Канады, Германии, Франции. С 1993 по 2006 гг. вел занятия в организованном им школьном лесничестве села Новая Криуша Калачеевского района Воронежской области.

Леонид Леонидович Семаго учил любить свой край, свою Россию.  Он говорил, что человеку надо вести себя в природе как искреннему другу и вежливому гостю, а не наглому хозяину. Он  считал своей обязанностью  донести до людей, и в первую очередь, до молодёжи, красоту родной природы, привить  понимание её законов, воспитать чуткое и бережное отношение к ней. Поэтому он и стал писать рассказы о природе, очерки об отдельных видах птиц, поэтические зарисовки о временах года. Семаго бродил по лесам, степям и полям в любую погоду, встречал рассветы и закаты, сплавлялся по русским рекам  и речкам. Вел наблюдения и в городе, где видел многое из того, что обычные горожане могут не заметить. В своих книгах он мастерски передавал читателям всё лично увиденное и прочувствованное.  Российский зоолог, орнитолог, специалист в области охраны природы Владимир Евгеньевич Флинт писал: «…Леонид Леонидович очень тонко и глубоко чувствует красоту родной природы и видит в ней, в ее обитателях, гораздо больше, чем обычно дано ученому. Он умеет рассказать о том, что наблюдал в лесу или у реки, такими удивительными словами, что невольно начинаешь переживать все виденное им как собственное приключение.

Книги Леонида Леонидовича помогают мне взглянуть на знакомых животных совершенно другими глазами…».

Л.Л. Семаго издано 15 научно-художественных книг, опубликовано 250 рассказов и очерков о природе, главным образом о птицах. Он всю жизнь вёл дневники наблюдений, после его смерти их осталось 284.

Хотя его книги давно издавались в Воронеже, в Москве большими тиражами, Семаго долгое время не принимали в Союз писателей, и приняли только в 1988 году. Личный архив учёного и писателя по его завещанию передан в краеведческий музей г. Лиски Воронежской области.

Семаго, Л.Л. За птицей - радугой [Текст]: Рассказы / Леонид Семаго. – Москва: Детская литература, 1986. – 142 с.: ил.

 

1 2 3 4

Поиск

Вход на сайт

Необходимые ссылки
 






Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Полезные страницы

САЙТ КУЛЬТУРЫ АНАПЫ

САЙТ МБУК "АНАПСКАЯ ЦБС"

НАША ГРУППА

ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ КРАЙ

 
Электронный ресурс Российской государственной детской библиотеки
 
 
 


При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ДЮБф1 обязательна.
ДЮБ МБУК "Анапская ЦБС"© 2017