ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!

Итак, Вы в курсе, что текущий год объявлен Годом Театра в Российской Федерации? Надеюсь, да!

 И сразу же захотелось задать Вам ещё один вопрос. А как давно, Вы были в театре? Задумались? Пытаетесь вспомнить? Уже хорошо!

Тогда задаю Вам третий, традиционный вопрос – любите ли, Вы театр?

Вот теперь Вам необходимо глубоко поразмышлять, чтобы понять, а что же такое театр именно для Вас. Для облегчения этого сложного процесса самооценки разрешите предложить Вам отрывок из статей В. Г. Белинского о театре:

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? […]

Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…»

 «…Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства; этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекает вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр — и душа ваша предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить ее; и вот поднялся занавес — и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих!

[…]

Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви.

Но возможно ли описать всё очарование театра, всю его магическую силу над душой человеческою?..» (Белинский В. Г. Литературные мечтания (Элегия в прозе) [Текст] //  Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9-ти томах. – Т. 1. – Статьи, рецензии, заметки: 1834 - февраль 1836. -  Москва: Художественная литература, 1976. – С. 103-104).

Кто не любит театра, кто не видит в нем одного из живейших наслаждений жизни, чье сердце не волнуется сладостным, трепетным предчувствием предстоящего удовольствия при объявлении о бенефисе знаменитого артиста или о поставке на сцену произведения великого поэта? На этот вопрос можно смело отвечать: всякий и у всякого, кроме невежд и тех грубых, черствых душ, недоступных для впечатлений искусства, для которых жизнь есть беспрерывный ряд счетов, расчетов и обедов». […]

В России любят театр, любят страстно. […] Театр имеет для нашего общества какую-то непобедимую, фантастическую прелесть». (Белинский В. Г. Московский театр [Текст] // В. Г. Белинский Собрание сочинений в 9-ти томах. – Т. 2. – Статьи, рецензии, заметки: февраль 1838 - февраль 1840. -  Москва: Художественная литература, 1977. – С. 284).

Вот перед вами малая толика тех мыслей и эмоции, которые охватывали человека XIX века при слове «театр». Мы в своём продвинутом XXI веке имеем несоизмеримо больше возможностей в отношении зрелищных искусств, но российский зритель не отрекается от театра. На мой взгляд, чудо театра заключается в его сиюминутности и сотворчестве. Никогда актёр не сможет повторить сцену точно так же, как это было сыграно вчера, каждое исполнение всегда отличается от предыдущего. Точно также это относится и к зрителю: его восприятие  сегодня зависит от душевного состояния в этот момент и, поэтому каждый зритель увидит и поймёт в данной сцене совсем не то, что увидит и поймёт его сосед в зале.

Мы не берёмся утверждать, что преданность театру наблюдается всюду и поголовно, но те, кто «болен» театром, чья душа стремится к высотам духа и красоты, навсегда остаётся в рядах этой огромной армии с именем «зритель».

Завершая нашу вводную публикацию, по случаю Года театра в РФ, сообщаем, что ежемесячно мы будем размещать на этой страничке различные материалы о театральной жизни и приглашаем Вас принять участие в формировании содержательной стороны наших публикации. Возможно, Вы о чём-то или о ком-то хотите узнать подробнее. Пишите нам в группу VK или прямо через сайт. Мы учтём Ваши пожелания при подготовке следующих материалов.

До новых встреч, друзья!


Здравствуйте друзья!

Сегодня, в последний зимний день мы вновь встречаемся в нашем импровизированном театральном музее. Именно так захотелось нам обозначить эти краткие информационные публикации.

История русского театра это не только часть нашей национальной культуры, но и элемент мировой культуры. У каждого значимого явления всегда есть отправная точка, начало, исток. Театр не исключение. 

С первых шагов развития человечества в его жизни присутствовали обряды и игрища. Именно они стали предшественниками театрального искусства. А первыми носителями актёрского мастерства на Руси стали скоморохи. Без их участия не обходились ни царские пиры, ни народные гуляния, ни ярмарки.

Они были душой всех праздников, а особенно святок и масленицы. Нашей целью не является рассказать вам всю историю театра. Не хотим лишать вас удовольствия самим окунуться в этот мир.

Русский театр прошёл долгий путь становления и развития. Знал и взлёты и падения. Дал нашей культуре имена великих актёров и  эталонные образцы театральных спектаклей.

Сегодня мы познакомимся с первым корифеем русского театра.

«Отец русского театра». Именно так назвали Фёдора Григорьевича Волкова – первого русского профессионального актёра. Этот выдающийся человек прожил очень короткую, но яркую жизнь, всего 40 лет (1729-1763).

Достоверных сведений о его детстве до нас дошло немного. Но точно известно, что в юные годы, бывая в Петербурге он посещал театры и любительские спектакли. Один из них произвёл на Волкова огромное впечатление:

«Я пришёл в такое восхищение, что не знал где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле».

В 1747 году Фёдор Григорьевич реализовал свою мечту. Первые спектакли проходили в складских помещениях. Успех театра был неоспоримым, скоро возникла нужда в новом помещении. Деньги на строительство театра собирали всем городом.

«При строительстве сего театра был он (Волков) сам архитектором, живописцем и машинистом; а когда приведён был оный к окончанию, то директором и первым актёром».

Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы Петровны, которая повелела привезти их в Петербург. Игра иХ не совсем удовлетворила императрицу, было понятно, что самодеятельным актёрам не хватает мастерства. Труппу распустили, а актёров определили для обучения в кадетский корпус.

 30 августа 1756 года вышел высочайший Указ:

«Повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головинский каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома… А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны… Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову».

Этим указом открывается официальная история российского театра.

В труппу этого театра вошли как ядро ярославцы. Волков был душой театра. Он выделялся своей подготовленностью, сценическими способностями, в игре его была простота и большая страстность, за что был пожалован званием «первого русского актёра».

Фёдор Волков одновременно был и актёром, и режиссёром, и по некоторым сведениям, драматургом.

Для торжеств по случаю коронации Екатерины II, по поручению императрицы, Волков подготовил грандиозное представление-маскарад «Торжествующая Минерва, по программе, написанной Херасковым и с хорами, написанными Сумароковым».

До нас дошёл отзыв учёного и мемуариста А. Т. Болотова об этом празднике:

«Всё сие распоряжено было так хорошо, украшено так великолепно и богато, все песни и стихи петы были такими приятными голосами, что инако, как с крайним удовольствием, на всё то смотреть было можно».

Во время этого уличного маскарада Фёдор Волков простудился, заболел и весной 1763 года умер. К сожалению могила Ф. Волкова не сохранилась.

В 1911 году театру в Ярославле было присвоено имя Фёдора Волкова.

Расширить свои знания о жизни и творчестве Фёдора Волкова вам помогут книги:

  

1. Самые знаменитые Артисты России [Текст] / авт.-сост. С. В. Истомин. – Москва: Вече, 2002. – 464 с.

2. Любомудров М. Н. Века и годы старейшей сцены [Текст] / М. Н. Любомудров. – Москва: Сов. Россия, 1981. – 256 с.

3. Любомудров М. Н. Фёдор Волков [Текст]: биографическая повесть / М. Н. Любомудров; Оформ. В. Бабанова. – Ленинград: Детская литература, 1983. – 192 с.


Здравствуйте, друзья!

В прошлую нашу встречу мы узнали о первом актёре и первом театре в России. Сейчас за окнами март. Как-то так сложилось, что в этом месяце многие публикации посвящаются женщинам. Не будем и мы отступать от этой традиции. Тем более, что история русского театра знает немало великолепных актрис. К сожалению, об исполнительском мастерстве некоторых из них мы можем судить только по дошедшим до нас отзывам современников и редким фотографиям, а о внешности - по портретам, созданных художниками.

Мария Гавриловна Савина (1854 - 1915) - русская актриса, более 40 лет прослужившая на сцене петербургского Александринского театра. За Савиной М. Г. укрепилась легенда петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы.

Партнер Савиной по сцене, В. Н. Давыдов вспоминает:

 «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии… Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение».

Начав с амплуа инженю [образ молоденькой, наивной, чувствительной девушки] Мария Савина со временем  расширила свой репертуар, раскрыв богатейшие возможности своего актёрского дарования.

Столичная критика сразу заметила:

«С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением...; игра ее проста донельзя, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях».

Феномен Савиной заключался в том, что она стала «царицей русской сцены», не имея «героических» данных и несмотря на негласные театральные законы, по которым актриса с амплуа-инженю не могла быть примой.

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) – знаменитая русская актриса родилась в семье, несколько поколений, которой служили при театре. С четырёх лет Машенька решила, что станет артисткой. Бывала с отцом на спектаклях, занималась в театральной школе… В 16 лет состоялся её дебют, о котором позже она написала:

«Перед выходом я молилась, робела и плакала... Нет! никогда в жизни не забуду этой страшной и вместе радостной блаженной минуты... Я слышу: Самарин кончает последние слова... вот уж он уходит... еще несколько слов... и я на сцене... аплодисменты на минуту остановили меня, я не видела публики... я видела только мельком какое-то пестрое пятно... я почувствовала вдруг, что я не робкая девочка, а актриса... Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы... дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой... мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала. Меня поздравляли, целовали. О, как я была счастлива в эту минуту!.. Конец моей роли прошел так же, как и начало... Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась... Я актриса!» (Из записок М. Н. Ермоловой).

Ермолова – прежде всего трагическая актриса. Главное свойство её героинь – это героизм. Мария Ермолова была чрезвычайно требовательна к себе и не позволяла выходить на сцену в «плохой форме».

В 1896 году, когда отмечался 25-летний юбилей сценической деятельности Ермоловой, она считалась не только российской первой актрисой, но и европейской. В 1920 году ей было присвоено звание «Российской Народной Артистки». Всего Ермоловой было сыграно более 200 ролей в пьесах таких авторов как Лопе де Вега, Жан-Батист Расин, Шекспир, Шиллер, Гюго, Островский и др.

Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864-1910) - «чайка русской сцены» - так её называли современники. Свою жизнь в театре Комиссаржевская начала очень поздно, пережив до этого горячую любовь, замужество, измену мужа, затяжную депрессию. Пытаясь уйти от горестных воспоминаний, она берёт уроки актёрского мастерства. Впервые Вера вышла на сцену 13 декабря 1890 года в Москве. Тогда её впервые увидел Станиславский.

«Сейчас был на спектаклях Комиссаржевской и пришёл в телячий восторг. Это русская Режан [французская актриса] по женственности и изяществу» (Из письма К. С. Станиславского к жене).

Весь свой нелёгкий жизненный опыт актриса вложила в роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского, подняв её до невероятного уровня трагизма.

Немного позже Вера произнесла со сцены знаменитое: «Я – чайка…Нет, не то…я актриса», соединив навсегда своё имя с образом Нины Заречной в чеховской «Чайке».

Последние годы жизни актрисы не были спокойными – поиски своего «я» на сцене, создание собственного театра, уход в символизм, возвращение, гастроли по всей стране. Во время пребывания в Ташкенте Комиссаржевская заразилась чёрной оспой. По иронии судьбы первый спектакль, принёсший ей успех – «Бой бабочек», - стал и последним спектаклем в её жизни.

Эти краткие заметки о жизни и творчестве трёх великих русских актрис не могут дать полного представления ни об их мастерстве, ни о человеческих качествах. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с более фундаментальными трудами.

Литература:

1. Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актёрах [Текст]: Дуэты. Сотворчество. Содружество / А. Я. Альтшуллер. – Ленинград: Искусство, 1985. – 208 с.

2. Рыбакова Ю. Комиссаржевская [Текст] / Ю. Рыбакова. – Ленинград: Искусство, 1971. – 190 с. («Жизнь в искусстве»).

3. Щепкина-Куперник Т. Л. Ермолова [Текст]/ Т. Л. Щепкина-Куперник. – Москва: Искусство, 1972. – 200 с. – («Жизнь в искусстве»).


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!

Продолжаем наше путешествие по театрам. В предыдущие встречи мы рассказывали об истоках русского театра. И так уж получилось, что в основном повествование относилось к драматическому искусству. Но мы - то с вами прекрасно знаем, что русский театральный мир славится ещё и великолепной балетной школой. Поэтому мы решили немного окунуться в этот волшебный мир.

Помните, у Агнии Барто в стихотворении «Театр»? «Когда мне было восемь лет, / я пошла смотреть балет» …

Именно в этом возрасте можно пережить настоящее потрясение от искусства танца и стать, на всю оставшуюся жизнь его горячим поклонником. Что же такое БАЛЕТ? Почему он способен пробудить в человеке самые глубокие, потаённые душевные струны? Буквально перевернуть всё в душе?

Волшебная сказка, неземной танец, сверхчеловеческие исполнительские возможности, отточенная техника, глубина чувств, полнота перевоплощения, «душой исполненный полёт» - всё это характеристики феномена, который, несмотря на многолетние исследования вряд ли смогут понять до конца. Это РУССКИЙ БАЛЕТ.

Сегодня мы не будем прослеживать историю становления балета в России. Хочется представить вам двух волшебниц балетной сцены. Они жили в разные эпохи, совсем по разному сложились их судьбы, но и в пространстве и во времени они остались связанными с одним явлением, с БАЛЕТОМ.

Если попытаться создать заголовок нашего повествования, то оно может звучать так:

«ОДНО ИМЯ. ОДНО ИСКУССТВО. ДВЕ СУДЬБЫ»

Однажды, маленькая, восьмилетняя девочка, под впечатлением от впервые уведенного балетного представления высказала желание:

«Я хочу танцевать, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу. Когда-нибудь и я буду Спящей Красавицей и буду танцевать, как она, в этом самом театре».

Никто тогда не знал, что имя этой девочки останется в нашей памяти, в истории балета и страны навсегда. АННА ПАВЛОВА стала не только Спящей Красавицей, но и Жизелью, Баядеркой, Китри, Пахитой, Лизой, Вероникой, Армидой…

Но главным символом её творчества стал ЛЕБЕДЬ.

Анна Павлова, родилась 31 января 1881 года в Петербурге. Она жила с мамой, которая, несмотря на бедность, старалась иногда доставить девочке какое-нибудь удовольствие. Именно таким удовольствием стало судьбоносное посещение Мариинского театра. Девочка умоляла мать отдать её в балетную школу. Мечта сбылась только через два года. И с этого момента всё жизнь девочки была отдана танцу, он поглотил её полностью. Постоянные занятия, упражнения. Отказ от любых развлечений. Незаурядная работоспособность, терпение и упорство, внимание учителей и огромное желание стать балериной вывели хрупкую, воздушную девочку в число лучших учениц хореографического училища. Позже балерина писала:

«Даже балерина, имеющая успех, не может позволить себе лениться. Чтобы сохранить технику, она должна ежедневно упражняться… Она должна так безукоризненно владеть техникой, чтобы на сцене ни о чём не думать и не заботиться, кроме экспрессии… Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой ради искусства. Награда её в том, что ей иной раз удаётся заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы».

Выдающиеся способности, главной из которых была высочайшая степень перевоплощения (кстати, крайне редкая даже для драматических актёров) привлекли к себе внимание, как публики, так и критики. Звезда Павловой резко пошла вверх.

Мы не станем раскрывать вам все этапы творческого роста и успеха Анны Павловой, счастливые и трагические страницы её жизни. Если эти краткие сведения о гениальной балерине нашли отклик в вашем сердце, найдите возможность прочитать о ней в журнале «Смена» №3 за 2019 год.

А теперь мы преодолеем время, и переместимся в век двадцатый. Фамилия второй нашей героини тоже ПАВЛОВА, имя НАДЕЖДА.

Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама – воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье, в которой родители делали все, чтобы обеспечить детям хорошую жизнь и дать каждому образование.

Первым шагом на пути к мировой славе стал для семилетней Нади  хореографический кружок при Доме пионеров. Благодаря своим врождённым способностям и трудолюбию она, спустя три года, была принята в Пермское хореографическое училище. С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска.

Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.

По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.

Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.

Партнёрами Надежды были выдающиеся танцовщики Большого театра, Вячеслав Гордеев, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.

Надежда Павлова  стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.

Известный импресарио и уже глубокий старик Сол Юрок (Sol Hurok, урождённый Соломон Израилевич Гурков), бывший некогда другом Дягилева, удовлетворённо заметил:

 «Когда-то я первым привёз в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть…»

В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь.

Уйдя из Большого театра, Павлова не ушла из балета. И не только танцевала, но и проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Ей посвящены фильмы и книги, её портреты создавали скульпторы. Собственно, Надежда Павлова по-прежнему остаётся «Лицом русского балета» – на общем портрете этого великого искусства. С 2013 года Надежда занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.

1 2 3 4 5