Герман Мелвилл

(1 августа 1819 года – 28 сентября 1891 года)

Герман Мелвилл родился в семье образованного нью-йоркского предпринимателя. Ему было всего 12 лет, когда отец, Аллан Мелвилл, разорился и умер, оставив свою семью без средств к существованию. Будущий писатель, не окончив школу, вынужден был работать некоторое время клерком, затем школьным учителем. В 1839 году Герман Мелвилл записался юнгой на британский корабль «Св. Лоуренс», откуда сбежал от жестокого обращения и несколько лет прожил на Маркизских островах среди дикарей и каннибалов. В 1841 году ушёл в плавание матросом на китобойном судне «Акушнет» и до 1844 скитался по морям Тихого океана. Герман Мелвилл, приняв участие в восстании матросов на австралийском китобойце, провел некоторое время в тюрьме на Таити, побывал в Гонолулу, бродяжничал на Гавайях.

Осенью 1844 года, возвратившись на родину на фрегате «Соединенные Штаты», двадцатипятилетний моряк Герман Мелвилл принялся писать о своих экзотических приключениях книги, занялся самообразованием, перечитал всю доступную ему мировую художественную литературу, сочинения философов. Им были написаны получившие признание читателей романы "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847) о его жизни среди диких полинезийских племен. Так началось литературное «десятилетие» писателя, в течение которого им были написаны его главные произведения.

Затем появились еще повести, завершающие автобиографический цикл морских повестей Мелвилла: «Редбери» (1849), где автор использовал впечатления своего путешествия юнгой в Англию; «Марди» (1849), начинающуюся тоже как странствие по морям, но перерастающую в социально-утопическую сатиру; «Белый Бушлат» (1850), заклеймившую палочную дисциплину в американском военном флоте.

В начале 1850 года Мелвилл приобретает ферму «Эрроухед» («Наконечник стрелы»). Он хорошо знал, что такое бедность. Обремененный семьей, писатель искал такого поприща, которое давало бы средства к существованию и одновременно позволяло заниматься любимым делом – литературой. После безуспешных попыток получить должность в дипломатическом ведомстве, в нью-йоркской таможне и других государственных учреждениях горожанин и матрос Мелвилл, оставаясь в душе художником и моряком, решил заняться сельским хозяйством. Это было ошибкой с его стороны. Имея смутное представление о ведении фермерского хозяйства, писатель с трудом совмещал крестьянский труд с литературной деятельностью. Это удавалось ему путем чудовищного перенапряжения физических и духовных сил. Для успешной работы воображения, по словам писателя, ему необходимы открытый взору простор и ощущение палубы под ногами. Дом стоял в окружении деревьев, и только с одной стороны были просторные поля до горизонта, а на горизонте – Беркширская горная цепь с вершиной Грейлок посередине. Именно здесь, на северной стороне, Мелвилл, владевший ремеслом корабельного плотника, выстроил подобие палубы, которое он называл верандой. Меряя шагами веранду и созерцая далекую горную вершину, Мелвилл обдумывал замыслы своих рассказов и повестей. В 1975 году Беркширское историческое общество выкупило ферму у последних владельцев и открыло мемориальный музей Мелвилла (Herman Melville House). У ворот фермы Эрроухед есть небольшой валун с чугунной дощечкой: «Здесь с 1850 по 1863 год жил Герман Мелвилл - мореплаватель и мистик», воздвигнутый в начале XX века жителями Массачусетса.

В 1851 году Мелвилл создает свою главную книгу и одно из самых выдающихся произведений мировой романтической литературы «Моби Дик, или Белый кит». Это эпическое повествование о великой погоне капитана Ахава за мифическим чудовищем Белым китом, олицетворяющим Злые Силы и препятствующим достижению Истины и Справедливости, было отвергнуто критикой и не понято читателями.

В этом же году, писатель в письме к своему близкому другу выдающемуся американскому романтику Натаниелю Готорну пишет: «Можно считать, что до двадцати пяти лет я не развивался вообще. Я начинаю отсчет с этой точки. После того и поныне не было месяца, чтобы в моей душе не расцвел цветок нового. Но я чувствую, что сейчас распускаются последние лепестки и скоро, покинув, падут на землю».

За последующие пять лет были написаны еще четыре книги: «Пьер, или Недоговорённости» (1852) – повесть о смятенном душевном мире современного человека и «Израиль Поттер» (1853) – историческая повесть времен американской войны за независимость; позже, в 1856 году, вышли сборник «Рассказы на веранде» и повесть в диалогах под названием «Шарлатан», где Мелвилл нарисовал удручающую картину бесчестности и морального разложения американской жизни того времени. Писатель утратил веру в идеальную американскую жизнь, надежду романтика на моральное обновление людей. Он утратил контакт с большинством своих соотечественников, считавших, что погоня за материальным успехом -  достойная цель жизни человека.

К этому времени относятся такие резкие отзывы Мелвилла о своей родине: «Неустрашимая, беспринципная, отчаянная, хищная, безгранично честолюбивая, прячущая дикарскую сущность под маской цивилизации Америка» (повесть «Израиль Поттер»).

Завершив свое литературное «десятилетие», тридцативосьмилетний Мелвилл вступает в следующий этап своей жизни, который можно назвать «уходом в небытие». Одной из причин, по которой Мелвилл прервал свою литературную деятельность, был неуспех. После «Тайпи» и «Ому» отзывы о его книгах в печати становились все холоднее, а позднее и вовсе стали враждебными. Его произведения перестали приносить доход, и Мелвилл должен был думать о том, как заработать на жизнь. Некоторые из биографов Мелвилла допускают, что огромный труд десяти писательских лет подорвал его силы, что побудило его оставить литературную деятельность.

О последних годах Мелвилла известно только, что он стал таможенным инспектором в нью-йоркском порту, прослужил двадцать лет на этой скромной и низкооплачиваемой должности, уже пожилым человеком вышел в отставку. В этот период он выпустил три стихотворных сборника, не привлекших внимание публики (и не принадлежащих к главному в его творчестве), и в последние годы написал и оставил в столе небольшую повесть о Билли Бадде, которая стала его прощанием с читателями. Мелвилл умер в 1891 году совершенно забытым.

 В 20-х годах XX века прогрессивная американская критика заставила вспомнить о Мелвилле, и он был признан великим американским писателем.

  

Мелвилл, Г. Билли Бадд [Текст]: рассказы и повести / Герман Мелвилл. – Ленинград: Лениздат, 1986. – 351 с. – (Б-ка молодого рабочего).

Мелвилл, Г. Моби Дик, или Белый кит [Текст]: роман / Герман Мелвилл. – Москва: Вече, 2016. – 608 с. – (100 великих романов).

Мелвилл, Г. Повести [Текст] Герман Мелвилл. – Москва: Художественная литература, 1977. – 287 с.