6+
Меню сайта

Наш опрос
Что Вам нравится в работе библиотеки?
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации


GISMETEO: Погода по г.Анапа

Праздники России

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Часть III. Эколого-правовой режим водопользования.

Вода ничего не стоит, потому что бесценна.

 Она служит всему миру, потому что свободна.

Ее сила в мягкости, ее совершенство в простоте.

У нее одно имя, но много обликов.

 Плиний Старший

Вода – незаменимое богатство, выполняющая особую экологическую функцию. Перевод проблем, связанных с водой, в разряд наиболее приоритетных – неотложная глобальная задача.

Сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в её недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности общества в воде, называют водными объектами. К ним относятся:

  • реки, озёра, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоёмы;
  • ледники и снежники;
  • гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты* и естественные выходы подземных вод, в том числе термальные;
  • внутренние морские воды и территориальное море России**.

Согласно Водному кодексу РФ совокупность водных объектов, находящихся в пределах территории Российской федерации, образует водный фонд нашей страны. Исключения составляют замкнутые непроточные водоемы естественного или искусственного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц; пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.

  

Водный фонд находится под защитой и охраной государства. Основными принципами государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются:

  • сбалансированное развитие экономики и охрана окружающей среды;
  • сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации;
  • разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Федеральным органом исполнительной власти в области регулирования использования и охраны водных объектов в Российской Федерации является Федеральное агентство водных ресурсов. Оно осуществляет планирование рационального использования водных ресурсов, устанавливает лимиты водопотребления и водоотведения, выдаёт лицензии на пользование водными объектами, производит государственный учёт, ведёт государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр и т.д.

Государственный мониторинг водных объектов – это система регулярных наблюдений за гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния. В процессе мониторинга обеспечивается сбор, передача и обработка полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

  • требований к использованию и охране водных объектов;
  • особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;
  • иных требований водного законодательства.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения.

Загрязнение, засорение – антропогенное изменение физико-химического состава вод до уровня, который представляет опасность для здоровья людей и делает невозможным использование вод.

Истощение водных ресурсов происходит в результате загрязнения и засорения водоёмов, ухудшения условий обитания водных животных.

  

Общие требования к охране водных объектов, касающиеся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены Водным кодексом РФ, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности; исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности; органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Ст. 65 ВК РФ РФ устанавливает понятие водоохранных зон. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ст. 130 ВК РФ предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность за водные правонарушения установлена КоАП РФ (гл. 7 и 8) и в законах субъектов РФ.

Административная ответственность в целях охраны водных ресурсов может наступать:

  • за несоблюдение экологических требований при производстве работ, при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, при обращении с пестицидами и агрохимикатами;
  • за несоблюдение законодательства об экологической экспертизе;
  • сокрытие или искажение экологической информации, в том числе о состоянии водных объектов.

Специальный и смежный состав содержится в Ст. 9.2 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию и эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.

Уголовная ответственность установлена Ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод». Уголовная ответственность наступает за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Наказание за загрязнение вод предусмотрено в виде наложения штрафа, либо лишения права занимать определенную должность, либо исправительных работ, либо в виде ареста на срок до трех месяцев. Санкции по квалификационным составам выше и предусматривают лишение свободы.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  

P.S. Закончить нашу статью мы решили словами Питера Блэйка:

«Земля – водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода – хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни».

___________________

*Один или несколько пластов водопроницаемых горных пород, пустоты которых заполнены подземными водами.

**Часть морского пространства, прилегающего к территории прибрежного государства или к его внутренним водам и находящегося под его суверенитетом.


За недавнее время на экраны кинотеатров и телевизоров вышло большое количество фильмов и сериалов о космонавтах и покорении космоса: «Салют – 7», «Время первых», «Королёв», «Марсианин», «Гагарин. Первый в космосе». Проблема освоения космоса всё больше и чаще волнует людей. Поэтому новую статью мы и посвятим такому вопросу как космос и экология.

Космос – это новая среда для человека, он пока не обжит. Но и здесь возникла извечная проблема засорения среды. В околоземном пространстве находится около 5000 т космического мусора и с каждым годом эта цифра становится выше. Под космическим мусором подразумеваются все искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям. Увеличивающееся количество мусора в космосе представляет серьёзную опасность для космических станций и пилотируемых полётов.

 

Данный мусор опасен не только для космонавтов и космической технике, но и для людей находящихся на Земле. Специалисты подсчитали, что из 150 достигших поверхности планеты обломков космических аппаратов один с наибольшей вероятностью может серьёзно ранить человека.

Если человечеством в самое ближайшее время не будут приняты меры для борьбы с космическим мусором, то космическая эпоха может закончиться в ближайшем будущем.

Правовые аспекты проблем космического мусора рассматривались в рамках Комитета по исследованию космического пространства Международной астронавтической академии, Международного института космического права. Для решения проблемы засорения космического пространства предлагаются:

  • сокращение числа запусков космических аппаратов,
  • увеличение сроков их активного существования,
  • совершенствование их конструкций,
  • разработка способов и средств очистки околоземного космоса от мусора.

Космическое пространство – международный объект охраны, поскольку не находится под юрисдикцией какого-либо государства. Своё отношение к космосу мировое сообщество выразило в двух документах:

  • Декларации правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства (1963).
  • Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967)*.

В этих документах нашли своё отражение основные принципы космического правопорядка:

  • космос – достояние всего человечества;
  • национальное присвоение частей космического пространства недопустимо;
  • космическое пространство должно использоваться исключительно в мирных целях;
  • вредное воздействие на космос и загрязнение космического пространства недопустимо.

Последний принцип имеет особое эколого-правовое значение. Его устанавливает статья IX Договора по космосу. Страны-участники Договора должны осуществлять деятельность в космическом пространстве с учётом соответствующих интересов всех других государств, т.е. изучать и использовать космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятного изменения земной среды вследствие доставки внеземных веществ, и с этой целью в случае необходимости принимать соответствующие меры.

Одним из старейших способов поддержания порядка в международных отношениях является использование правового института ответственности.

Международная ответственность – это особый институт международного права, включающий обязанность ликвидировать причинённый вред, если только вина за его причинение не лежит на потерпевшей стороне, а также право последней на удовлетворение своих нарушенных интересов за счёт интересов стороны, причинившей вред, включая применение к ней соответствующих санкций. Понятие ответственности в международном космическом праве два аспекта.

  1. Политическая ответственность. В cт. VI Договора по космосу: государство-участник обязано отвечать перед другими субъектами международного права за соответствие национальной космической деятельности общим нормам и принципам международного космического права.
  2. Материальная ответственность. Cт. VII Договора по космосу гласит: государства-участники Договора несут материальную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами.

Помимо вышеназванного Договора по космосу (1967), существует ряд актов международно-правового характера, которые регламентируют институт ответственности. В их числе – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (1972). Значение этих договоров состоит в том, что они являются обязательными для всех государств. Содержащиеся в них нормы и дополняющие их международно-правовые обычаи в совокупности составляют международное космическое право – одну из самых молодых отраслей юриспруденции.

*Договор о космосе (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) – межправительственный документ. Является основой международного космического права. Договор подписали Соединённые Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года, вступил в силу 10 октября 1967 года. По состоянию на октябрь 2011 года 100 стран являются государствами-участниками Договора, а ещё 26 подписали договор, но не завершили ратификацию.

1 2 3

Поиск

Вход на сайт

Необходимые ссылки
 






Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Полезные страницы

САЙТ КУЛЬТУРЫ АНАПЫ

САЙТ МБУК "АНАПСКАЯ ЦБС"

НАША ГРУППА

ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ КРАЙ

 
Электронный ресурс Российской государственной детской библиотеки
 
 
 


При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ДЮБф1 обязательна.
ДЮБ МБУК "Анапская ЦБС"© 2017