ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Часть I. Эколого-правовой режим лесопользования

Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

Лес – один из основных видов растительного покрова Земли. Лес выполняет климаторегулирующие, светозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции.

Экономическое значение леса состоит в том, что он является источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

Общая площадь лесов России составляет около 1,826 млн га. Запас древесины превышает 81 млрд куб.м. Лесной фонд Российской Федерации составляют: все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений); земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.

Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.

Защита леса – система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур.

Воспроизводство лесов – процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда – лесные отношения – регулируются лесным законодательством.

Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собственности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.

Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.

Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы – Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответственность – уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нормы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответствии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, виновные:

  • в нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;
  • в незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
  • в осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;
  • в нарушении правил восстановления и улучшения лесов;
  • в уничтожении полезной для леса фауны;
  • в нарушении требований пожарной безопасности и др.

Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

  • незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);
  • уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

  

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зависимости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонарушителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответственность.

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ).

P.S.

ПОКА ЖИВЁТ ЛЕС –

БУДЕТ ЖИТЬ И ЧЕЛОВЕК!!!


ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Часть II. Эколого-правовой режим пользования животным миром

Животный мир Российской Федерации является её национальным достоянием, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемирно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей народов России.

Субъектами права пользования объектами животного мира являются юридические лица, российские и иностранные граждане, лица без гражданства.

Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др., обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, почве, постоянно или временно населяющие территорию России или относящиеся к естественным богатствам континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира являются:

- по наземным животным – Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору при Минсельхозе России, а также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования МПР России;

- по рыбным запасам – Федеральное агентство по рыболовству России.

  

Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учёт животных и их использования и ведётся государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении и численности объектов животного мира, а также характеристику среды обитания, информацию о хозяйственном использовании. Государственный учёт животных и их использование, а также ведение государственного кадастра животного мира способствуют более точному планированию мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира.

Споры, касающиеся охраны и использования объектов животного мира, разрешаются судом (арбитражем) в порядке, установленным законодательством.

Мерами охраны животного мира являются:

  1. Установление правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству животного мира.
  2. Охрана от самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования животным миром.
  3. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
  4. Предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов.
  5. Создание заповедников, заказников и выделение других особо охраняемых территорий.
  6. Разведение в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
  7. Ограничение изъятия животных для зоологических коллекций.
  8. Оказание помощи животным.
  9. Организация научных исследований по охране животного мира.
  10. Пропаганда охраны животного мира средствами массовой информации.
  11. Воспитание граждан в духе гуманного отношения к животному миру.

  

Предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств.

В целях охраны животного мира устанавливается более жёсткий режим использования животных в заповедниках заказниках и других особо охраняемых территориях. На указанных территориях запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность в случае нарушения этого запрета.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения животных учреждены Красная книга Российской Федерации, красные книги субъектов Федерации.

Растения и животные, относящиеся к видам, занесённым в Красную книгу, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Содержание редких животных в неволе допускается только в целях их сохранения и воспроизводства.

  

Ст. 55 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» гласит, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правонарушением в области охраны и использования животного мира является виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им и противоречащее предусмотренным соответствующим законодательством правилам.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира предусматривается в УК РФ в ст. 258: незаконная охота, если она совершается: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатого вещества, газа или иных способов массового уничтожения объектов животного мира; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории особо охраняемых территорий или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; в ст. 256 УК РФ устанавливается юридическая ответственность за незаконную добычу в области рыболовства; в ст. 257 УК РФ «Нарушение правил охраны рыбных запасов» содержится ряд составов: производство лесоплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и др., если эта деятельность повлекла массовую гибель рыбы или других водных объектов.

За уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, УК РФ ст. 259 установлены санкции в виде ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие правонарушения в области охраны животного мира:

пользование объектами животного мира без лицензии;

при нарушении ветеринарных и других правил;

за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных;

за несоблюдение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;

за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира;

за несоблюдение правил охраны рыбных запасов;

за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных;

за уничтожение мест обитания животных;

другое.

  

 

Имейте в виду: Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными. (Чак Паланик)

1 2 3