6+
Меню сайта

Наш опрос
Пользуетесь ли Вы услугами детско-юношеской библиотеки?
Всего ответов: 25

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации


GISMETEO: Погода по г.Анапа

Праздники России

Указом президента РФ В.В. Путина 2017 год объявлен Годом экологии в России. Сегодня одной из задач современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Именно поэтому остро стоит вопрос эколого-правового образования и просвещения человека. Необходимость в получении эколого-правового знания связано с моральной ответственностью за судьбу природы каждого сознательного гражданина. Экологические проблемы можно решить, формируя новую экологическую культуру, тесно связанную с правовым полем и  с пониманием юридической ответственности.

В рубрике «В защиту природы: экология и закон» мы рассмотрим экологические права и обязанности граждан Российской Федерации и механизмы их защиты; раскроем, что такое эколого-правовая ответственность, а также понятие и виды экологического вреда, и способы его устранения.

Более подробно остановимся на эколого-правовой защите природных объектов, составляющих экологическую систему Российской Федерации, это:

  1. Эколого-правовой режим лесопользования;
  2.  Эколого-правовой режим пользования животным миром;
  3. Эколого-правовой режим водопользования.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологические права граждан России проистекают из главного конституционного права каждого человека – права на жизнь (ч.1 ст.20 Конституция РФ).

Статья 42 Конституции РФ закрепляет пять самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических прав человека:

  1. Право на благоприятную окружающую среду;
  2. Право на достоверную информацию о её состоянии;
  3. Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или  имуществу экологическим правонарушением;
  4. Право на участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды;
  5. Право на защиту общественных интересов в области охраны окружающей среды.

Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (ст. 19) и других нормативных актах.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Своеобразными гарантиями экологических прав граждан являются корреспондирующие им экологические обязанности.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.

Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и других НПА.

Согласно ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что для выполнения экологических обязанностей каждому гражданину РФ необходимо:

  • принимать участие в охране окружающей природной среды;
  • соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды;
  • своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру;
  • платить, установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных мероприятий;
  • принимать участие в противоэпидемиологических мероприятиях;
  • соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
  • сохранять природный ландшафт;
  • пользоваться землей и другими видами недвижимости в соответствии с природоохранным законодательством;
  • соблюдать правила охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод;
  • не допускать засорения лесов, уничтожения и разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых, уничтожения и порчи деревьев и кустарников. 

В настоящее время требования охраны окружающей среды нередко вызывают необходимость ограничения прав человека. Невыполнение определённых экологических обязанностей может квалифицировано как:

  • экологический проступок – с дисциплинарной ответственностью виновных в его совершении;
  • экологическое правонарушение либо преступление, влекущее административную или уголовную ответственность соответственно. (ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды»).


ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С того момента как гражданину стало известно о нарушении его экологических прав, у него появляется два варианта действий:

1. Обратиться в государственный природоохранный или надзорный орган. При этом варианте нужно внимательно изучить компетенцию того или иного ведомства.

Основные надзорные органы в сфере защиты экологических прав:

  • Природоохранная прокуратура
  • Росприроднадзор                                                        
  • Ростехнадзор
  • Роспотребнадзор

2. Обратиться в суд. К помощи судебной власти следует прибегать в тех ситуациях, когда поиски компромисса с государственными органами оказываются безуспешными либо диалог с власть имущими не удается.

В Конституции РФ прописана система юридических гарантий экологических прав граждан. Определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана этих прав:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Защита прав граждан, в том числе, экологических, может осуществляться в административном и судебном порядке. Можно выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

  • самозащиту;
  • защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений:

  • о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
  • о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Административный порядок защиты экологических прав регламентируется ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».


ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

О правонарушении можно говорить только тогда, когда налицо его состав, т.е. имеются все элементы, из которых оно складывается:

  1. объект правонарушения,
  2. объективная сторона,
  3. субъективная сторона,
  4. субъект.

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трёх элементов: противоправности деяния, причинения вреда или наступления реальной угрозы его причинения и существование причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая может существовать в формах: умысла и неосторожности.

Субъектом экологического правонарушения может быть гражданин или юридическое лицо.

Виды ответственности в сфере экологопользования:

  • Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования предстаёт в двух формах:
  1. признание совершённой сделки недействительной по основаниям, установленным в Гражданском кодексе РФ и иных правовых актах;
  2. возмещение причинённого вреда, возникшего из договорных отношений.
  • Материальная ответственность в сфере экологопользования является эффективным правообеспечительным механизмом охраны природных объектов.
  • Административная ответственность в сфере экологопользования предусматривает за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Эта ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причинённого окружающей среде.
  • Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования предусматривается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых функций, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, предусмотренных его должностными обязанностями.
  • Уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за экологические преступления, имеющие наибольшую общественную опасность. В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262).

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санкции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательством за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограничение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охраны.


ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА И

СПОСОБЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ.

Для экологического вреда характерны следующие признаки:

  1. Объект этого вреда, который может быть трёх основных видов:
  • окружающая среда,
  • имущество, которое уничтожается или повреждается в результате совершения экологического правонарушения,
  • личность, её права и интересы.
  1. Противоправное поведение, которым нанесён вред перечисленным объектам.
  2. Причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом, которая предполагает непосредственность наступления вреда именно от данного, а не от какого-то другого поведения.
  3. Виновность в причинении экологического вреда.

Вывод: под экологическим вредом следует понимать ущерб, причинённый природе, личности и имуществу правонарушениями, совершенными как в сфере природопользования, так и вне этой сферы, совершёнными как виновными действиями, так и при отсутствии вины, если причинителем эковреда является владелец источника повышенной опасности.

С позиций состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:

  1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам, и в первую очередь экономически значимой их части.
  2. Гуманитарный экологический вред – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды.
  3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например: гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах.

  

Итак, экологический вред – это  любое ухудшение состояния окружающей среды. Он, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий – землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический вред имеет и другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Каждая из выше перечисленных форм вреда возмещается по правилам, регулируемым природоресурсовым, санитарным и общегражданским законодательством.

В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда можно выделить три основных способа устранения эковреда:

  1. Профилактика экологического вреда, т.е. принятие мер, упреждающих его возникновение.
  2. Пресечение нанесение экологического вреда, т.е. ограничение экологически опасной деятельности тех или иных предприятий; приостановление деятельности хозяйствующих субъектов, если это необходимо для обеспечения экологического благополучия в данной местности.
  3. Восстановление нарушенных природных и иных объектов, которым причинён эковред.

  

Поиск

Вход на сайт

Необходимые ссылки
 






Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Полезные страницы

САЙТ КУЛЬТУРЫ АНАПЫ

САЙТ МБУК "АНАПСКАЯ ЦБС"

НАША ГРУППА

ЛЮБИМЫЙ СЕРДЦЕМ КРАЙ

 
Электронный ресурс Российской государственной детской библиотеки
 
 
 


При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ДЮБф1 обязательна.
ДЮБ МБУК "Анапская ЦБС"© 2017