Книга и человек

Как хочется много знать! Получить и передавать информацию, знания, опыт… Всем известно, что незаменимым помощником во всём этом является  для нас КНИГА.

Её древнейшая форма в виде свитка возникла ещё в Египте где-то в 3-м тысячелетии до н.э. Далее, в начале новой эры появился кодекс: писчий материал скреплялся в корешке и помещался в обложку или переплёт. Даже удивительно, как мало изменилась книга на протяжении веков!

Люди книгу чтили. А её созданием занимались во все времена уважаемые мастера.

Каллиграф – писал текст, миниатор – рисовал цветные миниатюры и инициалы.  Рубрикатор – раскрашивал красной краской заголовки и отдельные строки. Рукописные книги  очень дорого стоили, ведь работа над ними продвигалась медленно. В день каллиграфы успевали написать  не больше полутора листов.  Первый памятник русской письменности это - Остромирово Евангелие (1057г.). Оно  было объёмом в 294 листа и создавалось в течение 7 месяцев. Со временем в Западной  Европе изобрели  более быстрый способ работы. Чтец произносил текст вслух, а 30-40 переписчиков одновременно его копировали. Древняя Русь в 11 веке благодаря рукописной книге была одной из наиболее грамотных стран Европы. Там создавались как начальные школы, так и учебные заведения, где давалось серьёзное по тому времени образование.

Историки полагают, что печать была изобретена в Древнем Китае в виде ксилографии. Тексты и изображения вырезались в зеркальном отражении на деревянной доске. На рельеф наносилась краска, затем накладывался лист бумаги, который приглаживался подушечкой и помещался под пресс. Отпечатанные книги склеивались в свиток, а потом собирались в книжку.

В 15 веке Иоганн  Гутенберг применил для печатания книг разборный шрифт. И книги сделались гораздо доступнее для народа. За полвека их было создано более 9 миллионов экземпляров. Книги продавали в лавках, а также собирали в частные и государственные библиотеки.

Книга оказалась настолько мощным средством воздействия на человеческие умы, что в определённые эпохи, правители тех или иных государств, вели с ними самую настоящую войну. В Средние века в Западной Европе церковная инквизиция объявила сочинения античных авторов вредными. В 13 веке стали проводится публичные сожжения  «вредных книг».  Несмотря на все сложные времена, книга была и остаётся самым большим другом человека. Сегодня в мире ежедневно выходит огромное количество книг и брошюр. С любовью человека к книге не может конкурировать ни одно другое средство информации.

«Книжкина одежда»

Все знают, что каждая книга имеет определённый набор одежды. Переплёт скрепляет листы книги, защищает их от разрушения и загрязнения. До 16 века крышки переплётов были деревянными. Мастера покрывали их кожей, сафьяном, украшали золоченым орнаментом, тиснением, драгоценными камнями и металлическими накладками.  Обрез – поверхность торца книжного или журнального блока – зачастую окрашивали под цвет переплёта и наносили на него красочный рисунок. В 1500 году итальянский книгоиздатель Альд Мануций впервые использовал вместо досок картон. А в России картонные обложки книг появились на рубеже 17-18 веков. Книга может иметь еще и суперобложку, на ней печатается дополнительная информация об авторе, о самой книге, серии. Листы прикрепляются к переплёту путём брошюровки. Брошюровочные процессы осуществляются с помощью тонкой проволоки, шитья блоков нитками, заклейки, прессования и другими способами, для того, чтобы тетради или листы книги  не расползались и прочно держались в корешке.

PS. Самое знаменитое книжное собрание Древнего мира - Александрийская библиотека. В ней хранилось более 800 000 рукописей на различных языках. В Средние века всемирную известность приобрела библиотека Ивана Грозного, находившаяся в палатах Московского Кремля. На закате своего правления царь, спасая бесценное сокровище от недугов и пожаров, так тщательно спрятал книжные богатства, что до сих пор тайна исчезновения библиотеки не раскрыта.


«В жизни всегда есть место подвигам»

Многие говорят, что сегодняшняя молодёжь не способна на героические поступки. Но каждый раз получая информацию из периодической почты, радио, телевидения, убеждаешься, что это далеко не так! И в наши дни многие, не задумываясь, всегда готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В самых экстремальных ситуациях они поступают как  настоящие герои.

Вот лишь несколько примеров об отважных и смелых юных  ребятах, проживающих в нашей стране. 

Семилетний Женя Табаков вступил в схватку с преступником, защищая старшую сестру – Яну (ей 12 лет), а сам геройски погиб. Трагедия разыгралась дома, дети были одни. В дверь позвонил преступник, и представившийся почтальоном напал на девочку. А маленький Женя не испугался и вступился за сестру.  Вскоре преступника задержали. Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества.  Он стал самым юным героем России.  В 2013 году перед школой №83 Ногинского р-на  установлен ему памятник, за мужество и самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.

Ученица шестого класса Устьвашской средней школы (Архангельская область) Лидия Пономарёва не раздумывая бросилась в реку, чтобы спасти тонувшего мальчика. А  спасла еще и девочку, которую уносило течением, несмотря на то, что у неё сильно болела рука (у неё был перелом руки), Лида спасла две жизни.

В сельском поселении Сурхани  Назрановенского района Республики Ингушетия Рашид Тумгоев летом 2017 года спас восемь детей. В этот день был сильный дождь, град, мощный поток хлынул на улицы села. Рашид увидел, как вода подступает к дому, в котором было восемь малышей. Он тут-же бросился на помощь. Ледяная вода поднялась выше пояса, но он смог на своих плечах вынести всех восьмерых детей, через окно.

Кристина Пивоварова ученица школы № 11 города Серпухова, в  один из апрельских вечеров 2017 года увидела, что на железнодорожной платформе лежит женщина, её голова находилась на путях.  Эта женщина, выходя из электрички, почувствовала себя плохо и упала.  Но никто из прохожих не оказал ей помощи. Внезапно покатился поезд, счёт шёл на секунды, рискуя своей жизнью, юная Кристина смогла оттащить женщину с путей и вызвать «Скорую помощь».

Дмитрий Терёшкин ученик школы № 3 города Новодвинска, отдыхал в одном из детских лагерей  г.-к. Анапа. Купаясь в аквапарке, Дима заметил, что  мальчик лежит в одном положении в воде – спиной кверху. Юный герой, быстро бросился в воду, приподнял ребёнка над водой и позвал на помощь. Пострадавшего отправили в реанимацию. Благодаря мгновенной реакции Димы, этот ребёнок выжил.  По приезду в Архангельскую область Диму наградили медалью «За спасение погибающих на водах».

Ежегодно, ежедневно, многие молодые юноши и девушки проявляют настоящее мужество, героизм, спасая жизни других людей. Из разных регионов России дети получают медали, грамоты и ценные подарки за свои героические поступки.


"Кукольная Москва"

         

Кукольный театр существует очень давно. Ещё в древние времена народы верили, что на небе, на земле и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молится, люди создавали их изображения в виде больших и маленьких кукол из камня, глины кости или дерева. Вокруг них плясали, носили на носилках, а иногда «заставляли» их открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Такие зрелища стали походить на первые театральные представления.

Во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, ставились народные сказки и сатирические сценки. В старой России не было кукольных театров, но на ярмарках, в городских дворах давали небольшие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Кто-то из кукловодов крутил шарманку, а другой в это время показывал из-за маленькой ширмы, как смешной Петрушка бьёт палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. Жизнь народных кукольников – бродячих актеров – была очень тяжелой. Они существовали в нищете и бедности. После представления актер снимал шапку и протягивал зрителям, собирая в неё копейки.

В современных театрах куклы бывают разные: перчаточные, тростевые, марионетки, пальчиковые, напольные, куклы-великаны. Перчаточные и тростевые куклы называют «верховными», потому что они всегда выше кукловода, который прячется за ширмой и его не видно. В мире существует очень много самых различных театральных кукол, так как для каждого спектакля иногда нужно изготовить от 80 до 100 персонажей.

Вы наверно читали, или слышали о театре С. В. Образцова.

Этот знаменитый театр был основан в 1931 году. Его возглавлял на протяжении всей жизни С. В. Образцов – актёр-художник. Обычно знакомство с театром начинается у самых маленьких ребят со спектаклей. Спектакли для маленького зрителя идут не только в Большом зале, но и в Малом, где меньше мест, и дети более приближены к сцене и ко всему происходящему. В репертуаре театра есть спектакли, вошедшие в золотой фонд мирового театрального искусства. Прежде всего, это русская народная сказка «По щучьему велению», «Волшебная лампа Алладина», они с огромным успехом идут уже много десятков лет. Для среднего возраста – «Братец Кролик», «Вини-Пух» и т.д. Более старших опытных любителей театра кукол интересует молодой, актуальный и современный спектакль «Необыкновенный театр Образцова». Он стал визитной карточкой и вошёл в книгу рекордов Гиннеса, его увидели более чем в 90 странах мира. Но самое главное театр – это мир говорящих кукол. Они выходят на сцену и радуют нас, зрителей. Сам С. В. Образцов говорил: «Кукольный театр очень нужен людям: детям и взрослым, иначе, зачем бы я стал всю жизнь играть в куклы».

А играть в них он начал ещё в раннем детстве. Когда ему исполнилось 5 лет, мама подарила мальчику кукольную головку с дырочкой внизу, и смешной халатик, похожий на перчатку с 3-мя пальцами. Если халатик надеть на руку, а голову на указательный палец, то получится живая кукла. Растопыришь пальцы - она радуется, закроешь пальцами глаза – она плачет. Прошло детство, кукольная голова потерялась, и остался только халатик. Когда Серёжа вырос, он вспомнил свою куклу, взял, скрутил из картонки трубочку, потом накрутил на нее ватку и обтянул чулком – получилась голова с туловищем. Затем пришил кукле два глаза, а из большой пуговицы получился нос. Из кусочка меха сделал волосы, из красной тряпочки – рот. Сережа сшил клетчатый халатик и получился мальчик Андрюшка. Юный Образцов сделал ширму и стал показывать его своим родным и близким. После Андрюшки Сергей сделал еще несколько кукол: обезьян, кошек и собачек. Их он уже показывал на концерте, зрители смеялись, хлопали. Тогда-то молодому артисту и поручили (дирекция Центрального дома художественного воспитания детей) создать кукольный театр. В этом театре работало всего 12 человек. Разъезжая в фургоне по школам, московским дворам, артисты и куклы давали представления прямо на улице. Этот кукольный театр знала и любила вся Москва. Со временем артистов, которые создавали и продолжали создавать новые кукольные персонажи, стало больше и театру выделили целый дом. Но места по-прежнему не хватало. Вскоре на Садовом кольце построили новый театр с большими часами над входом. В этом удивительном месте: зимний сад с птицами, бассейн с золотыми рыбками, музей театральных кукол разных стран и народов.

Сергея Владимировича Образцова, не стало, но его традиции бережно хранятся и развиваются. По-прежнему используются знаменитые «образцовские» тростевые куклы со сложной механикой, умеющие делать абсолютно всё. В музее Театра Образцова, созданного в 1937 году по сей день проходят интересные кукольные спектакли, экскурсии, мероприятия. Музей гастролирует по России и по всему миру, принимая участие в разных театральных фестивалях.

Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова – единственная в мире Академия искусства играющих кукол, которая занимается подготовкой профессиональных актёров, режиссёров, художников-кукольников. В Центральном театре кукол есть библиотека, в которой хранится самое крупное в России собрание книг о куклах, по истории и искусству кукольного театра на десятках языках мира.

Использованная литература:

  1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре / Ю. Л. Алянский. – Л.: Дет. лит., 1986. – С. 118-121.
  2. Егиазарян, А. Театр улыбки / А. Егиазарян //Детская Роман-газета. – 2012. - №-11. – С. 22-24
  3. Юный художник. – 2011. - №-9. – С. 1-7.
  4. Образцов, С. В. По ступенькам памяти / С.В. Образцов. – М.: Советский писатель, 1987. – С. 176-182.

«Я не волшебник, а только учусь…»

«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть,

а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что ты думаешь».

(Е.Л. Шварц)

Евгений Львович Шварц – писатель и весёлый, и серьезный, и глубоко понимающий человеческое сердце. Недаром его пьесы-сказки ставятся в театрах, по ним сняты изумительные кинофильмы. Сказочный мир Евгения Шварца богат, разнообразен и одухотворён. Здесь происходят настоящие чудеса. Теряется, но потом находится время в «Сказке о потерянном времени». Родные братья из врагов превращаются в друзей, которым ничуть не жалко времени и сил друг на друга в сказке «Два брата». А добрый волшебник оказывается, настолько рассеян, что кошку превращает в лошадь не до конца, не полностью, так что лошадь ещё долго гоняется за мышами, мяукает басом и по ночам «взлетает на крышу и бродит там до рассвета в сказке «Рассеянный волшебник».


Может ли быть обыкновенным чудо? Жизнь – это чудо, творчество – чудо, самопожертвование – чудо. Самая обыкновенная жизнь, где живы все прекрасные проявления высоты человеческого духа, – чудо, происходящее вокруг нас. Сказка Шварца «Обыкновенное чудо» была экранизирована Марком Захаровым под завораживающую музыку Геннадия Гладкова и чудные стихи Юлия Кима. Этот фильм – настоящий шедевр драматургического режиссёрского и актёрского мастерства.  Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Отец его, Лев Борисович Шварц, учился на медицинском факультете Казанского университета и, будучи студентом, женился на Марии Фёдоровне Шелковой. Жизни в Казани Евгений Львович не помнил совсем – двухлетним ребёнком родители перевезли его на Северный Кавказ, в город Майкоп, который он называл «родиной моей души». Шварц был воспитан на русской литературе, любил ее до безумия, весь его душевный мир был создан ею. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков и главное, Чехов были не только его учителями, но и ежедневными спутниками, руководителями в каждом поступке. Женя Шварц ещё в детстве понял, что будет писателем. Но это был большой секрет. И только один раз вопрос мамы: «Кем же ты будешь?» застал его врасплох: «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово «писатель». Но я…не сомневался, что буду писателем». Шварц как писатель созревал медленно. Прошли годы, прежде чем он нашёл изобразительные средства, чтобы выразить себя.

«Тень», сказка в трёх действиях – одно из самых фантастических произведений Шварца. В ней автор выступает против диктаторских режимов (от фашизма до сталинизма). Пьеса «Дракон» наряду с «Тенью» – протест автора и гражданина против варварских государственных режимов. Пьесы возникли из-за отвращения сказочника к жестокому обращению над человеческой личностью. Читатель и зритель Шварца запомнит – нельзя поддаваться «драконам». И ещё: противостоять злу трудно, но отступать перед ним – подло.

 Шварц писал не только для детей и взрослых. Писал он и стихи – смешные и грустные, озорные и лирические. Евгений Львович говорил злу «нет» каждой своей пьесой. Душа его болела, сомневалась из-за того, что рядом с ним проживают «голые короли», «драконы», и «принцы администраторы». И радовало его, что обязательно где-то рядом с ними живут: маленькая, но бесстрашная Герда, рыцарь Ланцелот, принцесса и Медведь, которым необходимо обязательно добиваться счастья.

Евгения Шварца нет уже давно, он остался и живет в книгах, пьесах, на сцене и экране, в душах и сердцах талантливых, весёлых и добрых людей.

«У шварцевских пьес такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста».

(Н.Акимов)

Список используемой литературы:

  1. Шварц,  Е. Л. Пьесы, сказка 1934 – 1943 / сост. Р. В. Грибенщиков. – СПб.: Кристал,2003. – 320с. – (Серия «Русский стиль»).
  2. Шварц, Е. Л. Два брата: сказки / Е. Л. Шварц. – Москва: РОСМЭН, 2017. – 96с.: ил. – (Внеклассное чтение).
  3. Шварц, Е. Л. Тень. Обыкновенное чудо: пьесы / вступ. статья Е.Скороспеловой. – Москва: Дет. лит.,2001. – 176с.: ил. – (Школьная библиотека).
  4. Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник: сказки, пьесы / сост. Н. Е. Крыжановская. – Москва: Дет. лит.,1989. – 270с.

1 2 3 4 5