Константин Бальмонт

(1867 – 1942 )

Прозвище «Паганини русского стиха», присвоенное Бальмонту за удивительную музыкальность и виртуозное владение словом, оказалось символичным. Бальмонт в поэзии повторил судьбу Паганини и даже житейские обстоятельства двух великих мастеров в некоторых случаях перекликаются.

Константин Бальмонт родился 3 июня 1867г. в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье земского деятеля Дмитрия Константиновича и Веры Николаевны Бальмонт. Благодаря матери Константин с малых лет окунулся в мир поэзии Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина, Некрасова, с 9 лет стал сочинять сам.

С детских лет проявляется противоречивая натура К. Бальмонта. В своём стихийном стремлении к свободе Бальмонт ещё юношей примыкает к революционному кружку, за что его в 1884 году исключают из Шуйской гимназии. В 1886 году он заканчивает гимназию во Владимире. Выйдя из гимназии, юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но через год за организацию студенческих беспорядков был исключён, три дня провёл в Бутырской тюрьме и затем выслан в Шую. Решив заняться самообразованием, изучает языки, историю мировой культуры и литературы, в совершенстве овладел 16 языками. Многие переводы Бальмонта оказались, непревзойденными и по сей день. В 1885 году Бальмонт опубликовал три стихотворения, и обратил на себя внимание В. Короленко, которого до конца своих дней будет считать своим «крёстным отцом».

Бальмонт К.

Короленко В.

А в 1890 году выйдет его первый «Сборник стихотворений», отразивший стихийное бунтарство начинающего поэта. С первого символистического сборника определился один из ведущих поэтических приёмов Бальмонта – его потрясающая музыкальность. На его стихи было написано несколько сотен романсов самыми разными композиторами. Музыкальность стиха подчеркивается внутренней рифмой многостопных строк: «Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,/ Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;/ Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет/ И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грёз» (Фантазия). В поэзии Бальмонт утверждал могущество речи: «Язык, великолепный наш язык./ Речное и степное в нём раздолье, / В нём клекоты орла и волчий рык,/ напев и звон и ладан богомолья» (Русский язык). Бережное отношение к культурному наследию прошлого, одна из ведущих черт культуры Серебряного века. Поэт на протяжении всего творчества декларирует свою нерасторжимую связь с культурно-историческими традициями. Пик поэтической славы совпал с пиком его политический неблагонадежности. В 1901 году за стихотворение «Маленький султан», прозвучавшем как выпад против царя Николая II, поэт на три года был лишён права проживания в столичных и университетских городах. Через несколько месяцев Константин Бальмонт отбыл в Париж.

В 1905 году поэт вернулся в Россию. Оказавшись в гуще революционных событий, Бальмонт написал стихи «Наш царь», и «Николаю Последнему». Опасаясь последствий, поэт нелегально покинул Россию и семь лет прожил в Париже. Всё это время Константин мучительно тосковал по России, считая себя «изгнанником земли родной». Свою тоску он изливал в письмах, где утверждал, что никакие красоты Европы и мира не заменят ему России. В 1913 году он вернулся в Россию. Февральскую революцию Бальмонт встретил с восторгом, а после Октябрьской, увидев революцию в действии, был шокирован всем происходящим. Воспользовавшись разрешением А. Луначарского временно выехать за границу в командировку, вместе с семьей покинул Россию. Как оказалось навсегда.

Вечный искатель Бальмонт был истинным сыном своего времени. Бальмонт подарил русскому стиху музыкальность, он создавал новые стихотворные формы, использовал культурно-исторические ситуации для лирического самопроявления. И на протяжении всего творчества утверждал победу солнца, любви и свободы над ночью надвигающегося железного века:

           Земля, я неземной, но я с тобою скован

            На много долгих дней, на бездну быстрых лет,

            Зеленый твой простор мечтою облюбован,

             Земною красотой я сладко заколдован,

             Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

                                                          ( Земля, я неземной…)

 

Список источников:

Ломов, В. М. 100 великих русских писателей / В. М. Ломов. – Москва: Вече, 2010. – 432 с.

Агеносов, В. В. Русская литература Серебряного века / под редакцией доктора филологических наук, профессора В. В. Агеносова.- Москва: «Про-Пресс», 1997. – 352 с