Александр Беляев и его «Человек - амфибия»

(16.03. 1884 - 06.01.1942)

Александр Романович Беляев – один из основоположников советской научной фантастики – человек необычайной судьбы и автор удивительных произведений. С детства он обладал живым и развитым воображением. Любимыми его книгами были романы Жюля Верна, а заветной мечтой -  научиться летать. Юношей он много читал, увлекался приключенческой литературой, любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях. Изучал технику, серьезно занимался фотографией. Окончив по настоянию отца духовную семинарию в 1901 году, Беляев поступил в юридический лицей в Ярославле, одновременно учился в консерватории по классу скрипки, после окончания лицея работал присяжным поверенным в Смоленске, выступал в качестве музыкального критика и театрального рецензента в газете «Смоленский вестник», являлся членом Смоленского симфонического общества, Глинкинского музыкального кружка, Общества любителей изящных искусств.

Сила воли и любовь к жизни позволили Беляеву победить тяжелую болезнь (костный туберкулез), которая приковала его к постели на шесть лет. Крым, где он проходил лечение, подарил ему желание писать фантастику. Прикованный к постели писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. Позднее Беляев написал: «Голова профессора Доуэля» - произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня на три с половиной года в гипсовую кровать, этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал: полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать «голова без тела». В Крыму страдающий Александр Беляев изучал французский, английский, немецкий языки, медицину, технику, продумывая сюжеты будущих произведений, работал в уголовном розыске, где организовал фотолабораторию, а затем – в Наркомате просвещения, инспектором по делам несовершеннолетних в детском доме.

В 1923-м семья Беляевых перебралась в Москву, где Александр Романович начинает свою литературную деятельность, печатая свои произведения в журналах «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Борьба миров», «Знание – сила». Последние годы жизни писатель провел под Ленинградом, в Детском Селе (ныне г. Пушкин). Тяжело больной, он находил в себе силы работать, печататься в газетах, встречаться с друзьями, читателями. Обаятельный человек, с широким кругом интересов, неиссякаемым оптимизмом, необычайной добротой и чувством юмора, писатель привлекал к себе людей, и прежде всего молодежь. Великая Отечественная война застала Беляева неизлечимо больным. Он умер 6 января 1942 года от голода в оккупированном фашистами Пушкине, твердо веря в победу своего народа.

Александр Беляев написал более двух десятков повестей и романов, множество рассказов, статей, очерков. В своих научно-фантастических произведениях Беляев стремился отталкиваться от фактов реальной жизни. Немало произведений он посвятил теме покорения морских глубин, в каждом из которых проскальзывает мысль о необходимости использования на благо человека природных богатств, о недопустимости употребления во вред человеку научных достижений. Его произведения проникнуты идеей добра, мира, справедливости.

Одно из самых известных произведений – «Человек – амфибия», в котором писатель силой своей фантазии создает человека, способного освоить необъятные водные просторы. Роман написан в 1927 и впервые опубликован в журнале «Вокруг света» за 1928 год. Почти сразу же он вышел в свет отдельным изданием и с тех пор неоднократно переиздавался. Это одно из наиболее популярных произведений Александра Беляева и за рубежом. Именно этой книге наряду с «Головой профессора Доуэля» дал высокую оценку Герберт Уэллс.

Прочитанный во время болезни роман французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта» и газетная заметка о состоявшемся в Буэнос-Айресе судебном процессе над неким доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми (из воспоминаний жены писателя Маргариты Константиновны Беляевой) послужили толчком к написанию «Человека-амфибии».

Впервые «Человека-амфибию» хотели экранизировать американские кинематографисты в сороковых годах двадцатого века, но посчитали ее невозможной из-за опасности и сложности подводных съёмок.

Первая советская экранизация «Человека - амфибии» состоялась в 1961 году на студии «Ленфильм». Режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским был снят одноименный художественный фильм с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях.

В 2004 году по мотивам романа режиссёр Александр Атанесян снял   четырехсерийный фильм «Человек – амфибия. Морской Дьявол». Действие перенесено в наши дни, наводнено современными реалиями вроде кастингов, продюсеров и контрактов. В главных ролях: Юлия Самойленко, Саид Дашук-Нигматулин, Элгуджа Бурдули, Андрей Панин и другие.

Беляев, А.Р. Человек – амфибия. Голова профессора Доуэля [Текст]: романы / Александр Беляев. – Москва: АСТ, 2002. – 377, [7] с. – (Библиотека приключений).